По оценкам АБК, на недвижимость приходится свыше 90% всех зарубежных активов должников из России, а общая стоимость этой собственности превышает миллиард долларов. При оценке зарубежного имущества задолжавших россиян агентство использовало собственные кейсы и открытые данные по спорам других кредиторов, объяснила директор по правовым вопросам и GR агентства Евгения Уткина. При этом она подчеркнула, что оценка не учитывает активы крупных бизнесменов, споры с которыми проходят в индивидуальном порядке в иностранных судах.
"Как правило, это те, у кого появляются крупные должники со средним чеком от ста миллионов рублей, но обращаются кредиторы с долгами и в десять, и в 20 миллионов рублей, что не говорит о неперспективности взыскания", — добавили в АБК.
В эту категорию должников попали в основном те, кто выступали поручителями в кредитах своим компаниям и не справились с долговым бременем. В компании отметили, что в разных юрисдикциях портреты различаются. Так, например, в британскую недвижимость в основном вкладывались владельцы более крупных компаний, чем те, кто инвестировал в Испанию.
При этом "испанские" должники старше "британских" и чаще оказываются женатыми и имеют детей. Так, первые в 87% случаев женаты и в 74% имеют детей, в то время как среди вторых лишь около половины находятся в браке и имеют наследников. При этом у неплательщиков с собственностью в Англии в 70% случаев есть еще одно гражданство, у 22% — паспорта трех стран, а 90% из них ведут бизнес не только в России. Среди "испанских" должников только 37% имеют второе гражданство и лишь 13% занимаются бизнесом за рубежом.
"Помимо перечисленных плюсов, люди друг с другом держат коммуникацию, дают советы, возможно, совместно вели или ведут бизнес, бывает сразу несколько должников-физлиц по одному кейсу", — добавила представитель АБК.
Кроме того, в средиземноморской стране стоимость объекта недвижимости в шесть раз ниже, чем в Британии: 820 тысяч евро против 5,2 миллиона. И лишь семь процентов осевших в Испании должников переписывают собственность на родных против 40% у "британских" неплательщиков.