МОСКВА, 23 ноя — РИА Новости, Владислав Стрекопытов. В Японии исчез коронавирус. Пятая и самая сильная волна пандемии, вызванная сверхзаразным вариантом дельта, внезапно прекратилась. По мнению группы исследователей, патоген "самоуничтожился" в результате фатальной мутации. О возможных причинах "японского чуда" — в материале РИА Новости.
Дельта уничтожила конкурентов и сама себя
Три месяца назад, на пике распространения штамма дельта, в Японии выявляли около 26 тысяч инфицированных в день. Сейчас — меньше 200. Смертность вообще стремится к нулю. В качестве основных факторов, позволивших переломить ситуацию, обычно называют высокий уровень вакцинирования и дисциплину. Однако в Национальном институте генетики и Университете Ниигаты, возглавляемом профессором Ицуро Иноуэ, считают, что все дело в генетических изменениях коронавируса.
Визуализировав на диаграмме различные варианты SARS-CoV-2, ученые установили, что альфа-версия, доминировавшая в четвертую волну COVID-19 в Японии с марта по июнь, генетически была очень разнообразной: состояла из пяти основных групп с множеством разветвленных мутаций. Предполагали, что более заразная и агрессивная дельта будет еще разнообразнее. Но, как ни странно, обнаружили обратное: вначале мутации быстро накапливались, а потом вдруг прекратились.
Значительная часть изменений происходила на участке A394V неструктурного белка nsp14, который отвечает за исправление ошибок, возникающих при репликации. По мнению исследователей, в какой-то момент вирус, пытаясь исправить ошибки, просто утратил способность размножаться.
"Мы были просто шокированы, — признался профессор Иноуэ в интервью газете The Japan Times. — Похоже, по мере накопления мутаций вирус стал неисправным и лишился возможности самокопирования".
На то, что белок nsp14 чрезвычайно важен для защиты нуклеиновых кислот, указал и профессор медицинского факультета Университета Симанэ Такеши Урано.
"Nsp14 работает с другими вирусными белками, — отметил ученый. — Исследования показали, что вирус с поврежденным nsp14 значительно хуже реплицируется. Это может быть одним из факторов быстрого снижения заболеваемости".
Подобное случалось и в прошлом. Так, в 2003-м внезапно сошла на нет вспышка тяжелого острого респираторного синдрома SARS.
Лабораторные эксперименты подтвердили, что из-за мутаций в белке nsp14 репликация вируса останавливается. В Японии отменили все ограничения, но заболеваемость не увеличилась.
Дельта уничтожила конкурентов и сама себя
Профессор Иноуэ считает, что тут совпали несколько факторов. Во-первых, массовая вакцинация (полностью привились более 75 процентов населения) и строгая профилактика. Во-вторых, Японии повезло, что дельта там уже к концу августа вытеснила все остальные варианты. Эволюция вируса ограничивалась лишь одной линией, которая в конце концов выродилась.
Есть, правда, еще одно но. Те же самые ученые из Национального института генетики и Университета Ниигаты выяснили, что у жителей Азии есть защитный фермент APOBEC3A, который атакует РНК-вирусы, в том числе SARS-CoV-2. У европейцев и африканцев этого нет. Насколько это существенно и как APOBEC3A взаимодействует с белком nsp14, пока до конца не ясно — исследование еще не завершили. По крайней мере, в Южной Корее, генетически близкой Японии, пандемия продолжается.
А профессор Тестуо Фукава из Института социального обеспечения будущего в Токио считает, что ситуацию с COVID-19 усугубляет лишний вес. В Японии всего 3,6 процента населения страдают ожирением — это один из самых низких показателей в мире.
"И смертность у нас действительно низкая, — сказал Фукава в интервью BBC. — Ожирение — фактор риска при COVID-19, но все-таки не самый важный".
На время или навсегда
Тем не менее праздновать победу над вирусом, даже в масштабах одной страны, рано.
"У нас пока все хорошо, потому что в Японии была дельта. Подкрадывались и другие варианты, но дельта их сдерживала. Теперь же место для новых штаммов открылось. Одними вакцинами проблему не решить. Нужен иммиграционный контроль, поскольку мы не знаем, что придет из других стран", — подчеркивает Ицуро Иноуэ.
Ученые призывают не ослаблять бдительности, готовиться к очередной волне. И прежде всего — продолжать вакцинацию.