МОСКВА, 2 авг - РИА Новости. Почетный представитель Далай-ламы XIV в России, странах СНГ и Монголии, верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче заявил о необходимости полной отмены смертной казни.
25 лет назад, 2 августа 1996 года, в СИЗО "Бутырка" был расстрелян серийный убийца Сергей Головкин. Это был последний известный случай приведения в исполнение смертного приговора в России. Указ "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы" был подписан в то время президентом России Борисом Ельциным 16 мая 1996 года. В мае 2021 года председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас заявил РИА Новости, что отмена моратория на смертную казнь в России невозможна.
"Ее (смертную казнь) следует отменить полностью. Не все приходят на этот свет с хорошими качествами и достойным поведением. На протяжении жизни мы совершаем ошибки и порой нарушаем закон – преднамеренно или непреднамеренно. Нарушив закон, мы заслуживаем наказания, однако в качестве наказания никогда не должна рассматриваться смерть. Идея смертной казни безнадежно устарела – ей нет места в современном обществе", - сказал Ринпоче РИА Новости.
"В давние времена смертную казнь применяли, чтобы вселять в людей страх. Эта идеология не соответствует духу времени, она устарела. Когда мы сажаем преступника в тюремную камеру, отнимая у него базовое право на свободную жизнь, мы и без того применяем к нему очень жестокое наказание", - сказал он.
В каждой религиозной традиции, по мнению духовного лидера буддистов, можно найти учение о прощении и любви. "Преступники могут исправиться, их можно вернуть к нормальной жизни. С буддийской точки зрения смертная казнь недопустима, ведь один из главных принципов буддизма состоит в том, чтобы "не отнимать жизнь". Отнимать жизнь в качестве наказания немыслимо", - добавил лама.
С точки зрения буддизма, пояснил Ринпоче, результаты поступков могут проявиться не только в этой, но и в последующих жизнях. Злодеяния, совершенные преступником, сформируют его карму, а смертный приговор, вынесенный судьей и приведенный в исполнение палачом, повлияет на их карму. Главную роль при этом играют стоящие за делами намерения. Именно они определяет благой или дурной характер совершенного действия, а также результаты, которые оно влечет – и в этой жизни, и последующих. "Но, конечно, все эти представления о карме, следующей жизни, будущих рождениях относятся к буддизму, представители других традиций могут объяснять это иначе. Все зависит от их религиозных убеждений", - заключил представитель Далай-ламы XIV.