Полоса подскока. Кому достанется одна из крупнейших авиабаз Средней Азии

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 15 июл — РИА Новости, Андрей Коц. С уходом американских войск из Афганистана в странах Средней Азии усиливаются опасения, что талибы, захватив власть, перейдут границы и двинутся дальше. Москва неоднократно выражала готовность помочь союзникам по ОДКБ — за этим, в частности, уже обратился Таджикистан. Остальные оценивают активы, которые можно использовать для борьбы с распространением терроризма. Один из них — авиабаза Манас в Киргизии — уже принимал участие в войне с "Талибаном"*. О том, что из этого вышло, — в материале РИА Новости.

Логистический центр

О находящемся в 23 километрах к северо-западу от Бишкека аэропорте Манас почти не вспоминали с июля 2014-го, когда киргизские власти попросили американцев "с вещами на выход".
Американские военные, прибывшие из афганского города Кандагар
Здесь 20 лет назад ВВС США развернули авиабазу и транзитный центр для контингентов, отправлявшихся на войну. Главной задачей были воздушные перевозки людей и грузов в Афганистан и обратно, а также дозаправка самолетов в воздухе. По сути, в Манасе функционировал крупнейший логистический центр региона.
Четырехкилометровая взлетно-посадочная полоса аэропорта позволяет принимать все типы самолетов, как пассажирских, так и грузовых. Географическое положение идеально для быстрой переброски личного состава и вооружений из Европы в Афганистан. После террористических актов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года Вашингтон обратился к Бишкеку с просьбой предоставить воздушное пространство для военной операции. Киргизия согласилась.
Минобороны Афганистана заявило о ликвидации почти 200 боевиков
В 2005-м, после ухода американцев с базы Ханабад в Узбекистане, Манас стал единственным военным объектом США в Средней Азии. Это был удобный аэродром подскока и перевалочный пункт. Причем Вашингтон платил за него всего около 15 миллионов долларов в год. Обычно за такие услуги берут в десятки раз больше.
В мае 2006 года президент Киргизии Курманбек Бакиев заявил о намерении повысить тариф до 207 миллионов. В результате длительных переговоров заключили новое соглашение — 60 миллионов. Еще 110 миллионов Киргизия получила на развитие гражданской инфраструктуры аэропорта. Кроме того, конгресс выделил Бишкеку единовременную помощь в 150 миллионов.

Проблемные гости

Впрочем, обычным людям иностранная военная база на их земле никаких весомых дивидендов не принесла. Наоборот: в Манасе и окрестностях ужесточили пропускной режим. "Зеленые" неоднократно били в набат: авиабаза серьезно вредила экологии. И, наконец, — хамское поведение гостей. Не секрет, что американские военные за рубежом зачастую держатся, мягко говоря, вызывающе. В частности, ими очень недовольны в Японии.
Авиабаза Военно-воздушных сил (ВВС) США Манас в Киргизии
В 2006-м МИД Киргизии объявил персонами нон грата двух американских дипломатов, уличенных киргизскими спецслужбами в "неуместных контактах" с лидерами местных неправительственных организаций. А в Манасе произошло авиационное происшествие: киргизский пассажирский Ту-154 на взлете зацепил самолет-топливозаправщик КС-135. К счастью, обошлось без жертв.
Особое негодование населения вызвало убийство американским солдатом гражданина Киргизии. Шестого декабря 2006 года военнослужащий США Закари Хэтфилд двумя выстрелами из табельной "Беретты" застрелил водителя топливозаправщика Александра Иванова.
В Узбекистане ответили на вопрос о возможном возвращении в ОДКБ
Американцы настаивали на том, что Иванов пытался напасть на военных с ножом, однако следствие установило, что Хэтфилд находился под воздействием наркотиков. Инцидент замяли, но его постоянно вспоминали в дискуссиях о необходимости закрытия авиабазы.

"Вернуться в Азию"

Пентагон покинул Манас 10 июля 2014 года. Киргизам досталась американская инфраструктура на 30 миллионов долларов, в том числе здания, техника, медицинское оборудование, обмундирование, средства связи. В Вашингтоне объяснили уход обострением ситуации на Ближнем Востоке и необходимостью переключить внимание Пентагона на Сирию и Ирак.
Авиабаза Военно-воздушных сил (ВВС) США Манас
Несмотря на явное охлаждение отношений с Вашингтоном, в Бишкеке не исключают возвращения заокеанских военных. Весной парламент призвал пересмотреть участие страны в Организации договора коллективной безопасности. С таким предложением выступил депутат комитета по международным делам, обороне и безопасности Жогорку Кенеша. Он говорил о бездействии ОДКБ на фоне трехдневной войны в Баткенской области на границе с Таджикистаном и настаивал на том, что только американцы способны принести мир в воюющий регион.
В Пентагоне пока думают. В июне газета The New York Times сообщила, что Вашингтон крайне негативно оценивает ситуацию в Афганистане. "Американские дипломаты изучают варианты восстановления доступа к базам в Центральной Азии, включая Кыргызстан и Узбекистан, где размещались американские войска и офицеры разведки", — цитируют журналисты Белый дом.
В ОДКБ обсудят ситуацию на таджикско-афганской границе
Неизвестно, решится ли киргизское правительство на новую сделку с США. Но в Бишкек зачастили официальные лица из Анкары с различными инфраструктурными и экономическими проектами. В июне президент Садыр Жарапов призвал Турцию использовать международный аэропорт Манас в качестве "транспортно-логистического хаба из Азии". Так что ситуация в Средней Азии может быстро измениться.
При этом Россия, очевидно, сохранит военное присутствие в регионе в любом случае. В 2003-м Москва и Бишкек заключили договор о размещении на безвозмездной основе на аэродроме Кант в 30 километрах к востоку от Манаса авиационного подразделения. Здесь дислоцирована 999-я авиабаза, входящая в состав 14-й армии ВВС и ПВО Центрального военного округа. Две взлетно-посадочные полосы длиной 2700 метров принимают большинство типов самолетов.
Авиабаза Кант
Там служат 500 российских офицеров и прапорщиков, базируются штурмовики Су-25СМ3, транспортные вертолеты Ми-8 и разведывательные БПЛА "Орлан-10". Кроме того, местная инфраструктура позволяет использовать Кант в качестве аэродрома подскока для стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160.
Обсудить
Рекомендуем