Пандемия коронавируса, связанные с ней ограничения и проблемы в экономике привели к тому, что шесть миллионов человек в Евросоюзе потеряли работу, ухудшилась и ситуация с бедностью. Особенно сильно кризисный год ударил по молодежи, Еврокомиссия работает над тем, чтобы в ЕС не выросло "потерянное поколение", рассказал еврокомиссар по занятости и социальным правам Николас Шмит в интервью корреспонденту РИА Новости в Брюсселе Марии Князевой.
– Пандемия длится уже около года, примерно столько же времени действуют и различные ограничительные меры, направленные на сдерживание вируса. Насколько сильно пандемия ударила по занятости в Евросоюзе ?
– Безработица в ЕС выросла до 7,3% в январе 2021 года с 6,6% годом ранее. Пандемия стала причиной того, что шесть миллионов человек потеряли работу. Особенно сильно пострадала молодежь: почти три миллиона молодых людей в настоящее время в ЕС не имеют работы. У нас есть общий долг – гарантировать, чтобы они не стали потерянным поколением. Поэтому ЕК запустила программу "Поддержка занятости молодежи", чтобы вместе с инициативой "Гарантия для молодежи" расширять возможности трудоустройства для молодых людей.
Кроме того существует программа SURE – это важный элемент комплексной стратегии ЕС по защите граждан и смягчению чрезвычайно негативных социально-экономических последствий пандемии COVID-19. Через этот инструмент ЕС предоставляет странам союза кредиты на благоприятных условиях для финансирования национальных схем по краткосрочному трудоустройству и других аналогичных мер для сохранения занятости и поддержки доходов, в том числе для самозанятых.
Этот инструмент помог 25-30 миллионам человек в 2020 году. А это около четверти от общего числа людей, занятых в тех 18 государствах ЕС, которые получили поддержку от SURE. От 1,5 до 2,5 миллионов фирм, пострадавших в результате пандемии, получили помощь через этот инструмент, что позволило им сохранить сотрудников.
– Как пандемия повлияла на ситуацию с бедностью в Евросоюзе?
– До кризиса COVID-19 мы действительно добивались прогресса в достижении наших целей по сокращению бедности. Пандемия остановила эту положительную тенденцию. Существует новый риск бедности для наиболее уязвимых слоев населения или, скажем, для тех, у кого нетипичные трудовые контракты.
– Какие шаги предпринимает Европейская комиссия для борьбы с бедностью, каковы основные цели, которые ЕС стремится достичь в этой области в ближайшем десятилетии?
– Несколько недель назад мы представили Европейский план действий в области социальных прав, который включает три основные цели. Одна из них – сократить к 2030 году количество людей, которым грозит бедность или социальная изоляция в ЕС, как минимум на 15 миллионов. Из них не менее пяти миллионов – это дети.
Еврокомиссия также представила "Европейскую гарантию для детей" (до 18 лет – ред.), которая предлагает государствам ЕС принять меры для поддержки нуждающихся детей. То есть тех детей, которые растут с риском бедности или социальной изоляции.
Эти дети с меньшей вероятностью будут хорошо учиться в школе, иметь хорошее здоровье и достойную работу, когда вырастут, и с большей вероятностью останутся исключёнными из социума уже во взрослом возрасте.
Мы хотим разорвать этот круг, гарантируя свободный доступ к дошкольным учреждениям, качественному образованию, культурным и спортивным мероприятиям, здравоохранению, а также доступное жилье и хорошее питание.
Вместе с португальским председательством в Совете (стран ЕС – ред.) в июне мы запустим Европейскую платформу по борьбе с бездомностью. Число бездомных увеличилось, и мы хотим исправить эту ситуацию.
– Как прошедший кризисный год повлиял на ситуацию с доступностью образования в ЕС? Не создает ли это дополнительных рисков для развития бедности в будущем, когда сегодняшняя молодежь выйдет на рынок труда?
– Когда во время пандемии многие школы и учебные центры перешли на онлайн-обучение, риск неравенства среди детей и молодежи возрос для тех, кто не имел хорошего подключения к интернету или необходимого оборудования.
Различные программы ЕС поддерживали государства союза, чтобы обеспечить всем детям и молодым людям одинаковые возможности для хорошего развития.
Помимо предоставления проекта по гарантиям на детей в возрасте до 18 лет, ЕК работает и над активизацией поддержки молодежи.
Проект "Гарантия для молодежи" – это обязательство, взятое всеми государствами ЕС сделать так, чтобы все молодые люди в возрасте до 30 лет получали качественное предложение о трудоустройстве, продолжении обучения или о стажировке в течение четырех месяцев после того, как они стали безработными или покинули учебное заведение.
ЕК также призвала страны союза больше инвестировать в системы стажировок, что может быть очень эффективным способом встраивания молодежи в рынок труда.
Кроме того, Еврокомиссия запустила EASE – программу активной поддержки занятости после кризиса COVID-19. В ней излагается стратегический подход к постепенному переходу от чрезвычайных мер, принимаемых для сохранения рабочих мест во время пандемии, к новым мерам, необходимым для восстановления экономики с объемным рынком труда.
Странам ЕС предлагается принять активные меры в области рынка труда, включающие стимулирование найма и поддержку предпринимательства, возможности повышения квалификации и переподготовки кадров, а также усиление поддержки со стороны служб занятости.
– Европейский парламент принял резолюцию о влиянии пандемии на детей. Каковы ваши оценки того, как нынешняя ситуация влияет на образование, психическое здоровье и риски бедности среди молодых людей? Что ЕК планирует сделать в этой области?
– Пандемия усугубила неравенство между различными странами, регионами, группами, семейными ситуациями, что напрямую отразилось на жизни детей.
С момента начала пандемии, и особенно во время карантинов, многие дети также пострадали от возросшего домашнего насилия – в качестве жертв и/или свидетелей – и подвергались повышенному риску злоупотреблений и эксплуатации в интернете.
Еврокомиссия (представила – ред.) первую всеобъемлющую стратегию ЕС в области прав ребенка, а также предложение о создании "Европейской гарантии для детей" для развития равных возможностей для детей, находящихся под угрозой бедности или социальной изоляции.
При подготовке обеих инициатив ЕК совместно с ведущими мировыми организациями по защите прав детей собрала мнения более 10 тысяч детей.
Стратегия ЕС в области прав ребенка направлена на расширение участия детей в процессах принятия решений на уровне Евросоюза, а также на национальном, региональном и местном уровнях. В ней предлагается инициатива по поддержке развития и укрепления комплексных систем защиты детей.
Это побудит все соответствующие органы власти и службы лучше сотрудничать в рамках системы, ориентированной на ребенка.
Еврокомиссия также предложит рекомендацию (для принятия Советом стран ЕС – ред.) по онлайн- и дистанционному обучению в системе начального и среднего образования и окажет поддержку государствам ЕС в определении приоритетности детей в национальных стратегиях по психическому здоровью.