МОСКВА, 28 янв — РИА Новости, Ольга Распопова. После вынужденного перерыва, растянувшегося на несколько месяцев, Третьяковская галерея открыла сразу семь выставок. Об одной из самых масштабных и необычных из них, посвященной кинетическому искусству "Лаборатории будущего" и организованной совместно с питерским "Манежем" и галереей "Триумф", — в материале РИА Новости.
Иллюзия движения
"А это мобиль… Очень модно в Европе. Вот, видите? Такая иллюзия движения. Это еще американец Колдер подал идею ''Мобиля''. Знаете, наш XX век, такой ритм, суматоха… Приходишь с работы — успокаивает нервы".
Так вкратце объяснял суть кинетического искусства герой фильма Эльдара Рязанова "Служебный роман" (1977) Юрий Самохвалов, в квартире которого стильная подвесная конструкция, привезенная из заграничной командировки, стала украшением интерьера.
Однако новая выставка, где движется — или создает иллюзию перемещения — почти каждый экспонат, убеждает: у истоков этого арт-направления стояли и русские авангардисты — Александр Родченко, Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Любовь Попова. Правда, ядро экспозиции в Третьяковке составляют работы советских художников 1960-1970-х — времени, которое можно считать расцветом кинетического искусства в СССР.
«
"В XX веке русское искусство и наука опередили и художественное, и научное развитие во всем мире. Они первыми провозгласили торжество науки и идеи, трансформирующее XX век", — отмечает генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
«
"Это важнейшая часть истории искусства ХХ века, в которой мы были пионерами. Любые западные аналоги появились позже. Так что это выставка о большом русском первенстве в целом направлении, которое развивалось самостоятельно. А еще это искусство, понятное и специалисту, и ребенку", — считает совладелец московской галереи современного искусства "Триумф" Емельян Захаров.
В Советском Союзе кинетическое искусство занимало особое место. "Редкий случай, когда художники могли идти своим путем, не уходя в андеграунд. Им поручали масштабные проекты: так, в 1967 году группе "Движение" Льва Нусберга доверили оформление Ленинграда к 50-летию Октябрьской революции", — говорит сокуратор выставки Наталья Сидорова.
Вероятно, рассуждает она, власть не видела угрозы в искусстве, лишенном политической составляющей, искусстве, которое провозглашало, казалось, только торжество науки и интересовалось лишь проблемами человеческого восприятия. Да и работы кинетистов, хотя многие были масштабными, выглядели легкими и воздушными. В отличие от произведений соцреализма — тяжелых, как бронзовый конь, которого в том же "Служебном романе" таскал Анатолий Ефремович.
Будущее уже не то, что раньше
По словам Натальи Сидоровой, в названии выставки не зря есть уточнение "Лаборатория будущего". Кураторы хотели указать на экспериментальность и постоянный поиск новых решений — принципов, которые всегда лежали в основе кинетического искусства.
На выставке "Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России" в Третьяковской галерее в Москве
1 из 3
Посетители на выставке "Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России" в Третьяковской галерее в Москве
2 из 3
На выставке "Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России" в Третьяковской галерее в Москве
3 из 3
Это композиции, посвященные оптическим иллюзиям, театру, архитектуре, праздничному городскому оформлению. Тематический принцип вместо хронологического позволил перемешать работы. "Таким образом, между произведениями разных эпох возникает много взаимодействий, прежде скрытых", — указывает главный куратор выставки Юлия Аксенова.
За неприметной белой дверью — шаговый антропоценфон (2020) Петра Айду и Олега Макарова, который преобразует любой рисунок на бумаге в урчание мотора стоящего рядом станка. Или иллюмовокс, первый в мире синестетический инструмент, на котором можно, даже не касаясь, сыграть цветную мелодию.
Там же кинетическая инсталляция Metamorph (2020) Анастасии Королевой: чаша с густым маслом, на поверхности которого появляется похожая на цветы рябь, когда водишь руками вокруг двух антенн по бокам установки.
А еще здесь можно проследить, как "протез", изобретенный для незрячих людей, переводит изображение в звук. И задуматься, какого цвета клубника в видеоинсталляции композитора и инженера Андрея Смирнова — он же, кстати, выступает куратором всего этого раздела.
Отдельный зал Смирнов выделил для НИИ экспериментальной эстетики "Прометей". Проект возник в 1962 году в Казани как студенческое конструкторское бюро, а со временем почти на 40 лет стал центром советского видеоарта и светового дизайна.
Заказы были самые разные: прометеевцы, например, подсвечивали башни Кремля, а в 90-е делали светоорган для "новых русских". Ни у кого из сотрудников НИИ, включая его главу Булата Галеева, не было художественного образования: это были советские инженеры с собственными представлениями о прекрасном.
Когда физики стали лириками
Пожалуй, кинетическое искусство — тот случай, когда объединились два непримиримых лагеря, физики и лирики. Ученые и изобретатели пробуют себя в сфере, которая традиционно считалась гуманитарной.
Год назад эта выставка в петербургском "Манеже" вызвала ажиотаж. Теперь представители музея решили привезти экспозицию в столицу в расширенном варианте.
«
"Выставка продолжает свою жизнь в Москве, и это по-прежнему очень впечатляющая ретроспектива", — считает директор "Манежа" Павел Пригара.
В Западном крыле Новой Третьяковки сейчас множество экспонатов, которые не просто можно, а нужно трогать (смотрители следят за тем, чтобы посетители обрабатывали руки антисептиком).
С зазевавшимися гостями — а таких много — работы, кажется, начинают взаимодействовать сами: многие мобили, или, как называли их у нас, самонапряженные конструкции, свисают так низко, что их легко задеть головой. Кроме них, здесь и авангардная графика и живопись Казимира Малевича, Эля Лисицкого, Варвары Степановой, и трехмерные кинетические скульптуры Бориса Стучебрюкова, и арт-объекты важнейшего представителя советского кинетического искусства — Вячеслава Колейчука (1941-2018).
Работа художника Вячеслава Колейчука "Мебиус-12" на выставке "Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России"
1 из 3
Работа художника Вячеслава Колейчука "Сферы" на выставке "Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России" в Третьяковской галерее в Москве
2 из 3
Работа художника Вячеслава Колейчука "Шар. Кинетический объект" на выставке "Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России" в Третьяковской галерее в Москве
3 из 3
Работ наших современников тоже достаточно: например, зловеще шуршащий Zoltan (2018) Дмитрия Морозова — робот-"оракул", печатающий чеки с прогнозами, или мультимедийные картины Платона Инфанте.
Приходи на меня посмотреть
"Надеемся, что нашу выставку посетят не по одному разу. Ведь каждое произведение рассчитано на несколько планов восприятия: сначала просто наслаждаешься эффектом. Потом задумываешься, как это сделано, а затем принимаешься рассуждать о том, как мы в целом воспринимаем мир", — говорит Наталья Сидорова. И добавляет, что после карантина публика особенно настроена на такое неторопливое, медитативное восприятие искусства.
"Мы соскучились по глобальным темам, космологии, а кинетическое искусство создает целые миры. Оно работает с последними достижениями науки, но при этом связывает их с архаичными, глубинными пластами нашей жизни", — уверена Юлия Аксенова.
У входа в зал табличка предупреждает, что "некоторые работы на выставке могут вызывать чувство дискомфорта". Рядом — "Кинетический объект из серии Rotating Images" Алексея Шульгина: старинные картины, "подпрыгивающие" в рамах.
Около них останавливается пара студентов. "Ты после всего увиденного испытываешь дискомфорт?" — смеется девушка, дергая спутника за рукав. "Ну уж нет, — откликается тот. — Наоборот. Меня встряхнули: прямо как эти картинки".
"Голая Валька": выставка Роберта Фалька в Третьяковской галерее