Культура

Красота по-голливудски: "Манк" — последний фильм из старых добрых времен

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 5 дек — РИА Новости, Егор Беликов. Легендарный Дэвид Финчер впервые в карьере выпустил фильм сразу на стриминге, минуя широкий кинопрокат. Лента "Манк" о голливудском сценаристе — также первый опыт режиссера в жанре кино о кино. Что перед просмотром надо знать о Хермане Манкевиче и почему этот фильм — одна из последних возможностей насладиться старыми добрыми временами кинематографа — в материале РИА Новости.

Вспомним, кто такой Финчер

Режиссер Дэвид Финчер — последний герой кинематографа. Со времен "Чужого 3" в его фильмографии не было ни единого промаха. Не имеет смысла напоминать о "Бойцовском клубе", "Игре", "Социальной сети", "Исчезнувшей" — как минимум потому, что об этих фильмах никто и не забывал.
Недавно Финчер окончательно мигрировал с больших экранов в онлайн. Все его проекты за последние шесть лет выходят только на Netflix. Последующие окажутся там же — недавно режиссер подписал эксклюзивный контракт. Сериалы "Карточный домик" (там он продюсер), "Охотник за разумом", анимационный альманах "Любовь. Смерть. Роботы" — и вот теперь полнометражный "Манк". Этот фильм впервые в его карьере вышел сразу на стриминге, а еще он же — первый опыт Финчера в специфическом жанре кино о кино.
Кадр из фильма "Бойцовский клуб"
1 из 3
Кадр из телесериала "Карточный домик"
2 из 3
Кадр из сериала "Охотник за разумом"
3 из 3

Кем был Манк

Манк — Херман Джейкоб Манкевич, американский сценарист, лауреат единственного "Оскара" за свою последнюю и лучшую работу, "Гражданина Кейна" 1941 года. Это дебютная и опять же важнейшая картина Орсона Уэллса, которого привыкли считать самобытным автором, умеющим буквально все. Правда, ничего более примечательного, чем "Кейн", ему так и не удалось снять. И сегодня есть мнение, что именно благодаря сценарию Манкевича все так хорошо получилось.
Кадр из фильма "Манк"
Впрочем, предварительный просмотр "Гражданина Кейна" навряд ли сильно изменит для зрителя впечатление от "Манка". Пусть сюжет фильма Финчера и построен вокруг истории создания конкретной ленты, но все же картина куда шире, чем может показаться.

"Гражданин Кейн" — о чем кино

Вот краткая справка для тех, кто не видел величайший фильм в истории. Это не частное мнение: картина остается на первых строчках рейтингов критиков уже много десятилетий. Там изложена судьба мрачного, сломленного человека, который в первой же сцене умирает в собственном готичном имении-замке со словами: "Бутон розы". Зритель узнает о превращении из амбициозного юноши в опереточного злодея из рассказов многих его знакомых.
Орсон Уэллс в фильме "Гражданин Кейн"
Фактически "Гражданин Кейн" — такое же свидетельство очередного стороннего наблюдателя, самого Манкевича. Он годами следил за жизнью Уильяма Хёрста, одного из известнейших газетчиков в истории, который и стал прототипом главного героя.

Сюжет без спойлеров

Кадр из фильма "Манк"
"Манк" — исчерпывающая биография Манкевича, умершего всего в 55 лет, описание столкновений с Хёрстом, отношений с Орсоном Уэллсом, других эпизодов из жизни. В центре сюжета — тот период, когда Манк со сломанной в автокатастрофе ногой, изнывая от собственного алкоголизма, на отдаленной даче в компании немки-медсестры и стенографистки несколько недель мучительно писал сценарий "Гражданина Кейна". В его горячечном сознании всплывают картины из прошлого, взаимоотношения с властью, голливудскими студиями.
«

Главное, что тяготит несчастного героя, — неизбежный в искусстве авторский компромисс. Он годами редактировал чужие сценарии без упоминаний в титрах — только деньги, ничего личного — и уже в зрелом возрасте впервые борется за собственное видение с Уэллсом и продюсерами.

Роль Манка блистательно сыграл Гэри Олдман. Созданный образ рано состарившегося сорокалетнего саркастичного талантливого мужчины себе на уме здесь напоминает о его оскаровской роли Уинстона Черчилля в "Темных временах".

Эстетическая фишка

Фильм выходит в непростой период: гигантские серебристые экраны, дарившие многим поколениям великую иллюзию, потеряли для аудитории всякую привлекательность. Киносети близки к закрытию из-за карантинных ограничений и запретов. И сейчас Финчер старается прыгнуть выше головы: хочет подарить обладателям телевизоров, ноутбуков и телефонов то впечатление от кино, которое было у посетителей кинотеатров более полувека назад.
«

Несмотря на то что "Манк" снят на "цифру", эта картина тщательно стилизована: черно-белое изображение, на компьютере нарисовали пленочные царапинки, весь звук записан на старые микрофоны. Все это старание не эстетства ради, а генерального посыла для.

Фильм как в старые времена

Во время съемок фильма "Манк"
Все мотивы Манкевича поданы в ленте не "в лоб". Кажется, что дело здесь вообще не в главном герое, который, конечно, умный и талантливый, но все же один из многих, кого задавил голливудский молох. Авторские терзания, давление дедлайнов, жестокость индустрии — все это не новые темы для кино.
В самой последней сцене Манкевича, держащего в руках заслуженный "Оскар", спрашивают, почему Уэллс указан в титрах как соавтор сценария "Гражданина Кейна". Он отвечает: "Это магия кино". Именно ради воплощения этой магии в жизнь и снята картина "Манк", наверное, не самая мощная из работ Финчера, но все же своевременная и примечательная.
«
Она возвращает любителей кинематографа как искусства в прошлое, потому что в настоящем кино — одно расстройство, а будущего у него может и не быть.
Так приятно в кои-то веки посмотреть просто фильм, без претензий на остросоциальный подтекст, без чрезмерного авторского эго — такие картины снимали раньше, в старые добрые времена. Чистое дистилированное cinema — давайте же радоваться хотя бы этому, пока осталась возможность, одна из последних.
Как все наладить? "Человек из Подольска" с "Кинотавра" учит жизни
Обсудить
Рекомендуем