МОСКВА, 23 ноя — РИА Новости, Анна Нехаева. На канале "Россия" — новая историческая драма "Грозный" о юности и взрослении Ивана Васильевича, о его окружении. Один из центральных персонажей — советник царя Малюта Скуратов, которого сыграл Виктор Сухоруков. В интервью РИА Новости он рассказал, похож ли проект на "Игру престолов", почему отказался сниматься в бондиане и каково участвовать в средневековой битве.
— По первым кадрам трейлера возникает ассоциация с "Игрой престолов": мрачные сцены, темные тона, общая атмосфера. У вас не было таких аллюзий?
— Я тот человек, который не видел на одного эпизода "Игры престолов"! Даже пролетающих драконов над какими-то там горами. Поэтому сравнивать сериалы, а тем более эмоции, картинку, чувство и производство, не могу. Того — постороннего, заграничного не знаю. И речь не о патриотизме или приверженности ко всему русскому.
Говорить, что слишком мрачно, темные краски — нет, это заблуждение. Почему? Открываю лирический секрет: не помню, чтобы во время съемок у меня было настроение писать стихи, а я писал. Давно не испытывал такого душевного состояния: приезжаешь на площадку, и хочется со всеми здороваться, с каждым поговорить, пошутить, поболтать, выпить чаю.
За долгие годы не чувствовал столь колоссального удовольствия от пройденного пути. Работая над ролью Малюты Скуратова, я испытал катарсис. После того как увидел материал, по-пушкински воскликнул: "Ай да Сухоруков, ай да сукин сын!"
— То есть полностью погрузились в ту эпоху?
— Еще секрет, который немного испугал. После 14 часов съемок, когда уже стемнело, с меня сняли парики, костюмы, я вышел из павильона на улицу, чтобы ехать домой. И не пойму: где это я, что за мир? Вдали фонари горят, какие-то мчатся автомобили. На долю секунды — легкий страх непонимания окружающего.
— Что-то новое открыли для себя во время съемок?
— Этот сериал — поучительный, образовательный и информативный. Я узнал то, о чем раньше не догадывался: там рассказаны сюжеты о библиотеке Грозного, вокруг которой много легенд, есть грандиозная история битвы при Молодях, еще — о слабостях Ивана Грозного.
Но самое главное, о моем герое, Малюте Скуратове. У него репутация отвратительная: человек-людоед, зверь, сгусток жестокостей.
© "Москино" (2020)
Кадр из сериала "Грозный"
Я для себя определил один момент, с которым режиссер согласился и принял, а потом мы этим руководствовались. Мы обнаружили причину такого поведения Скуратова: служение царю как помазаннику Божьему. Служение безоглядное, безумное, влюбленное. Сказал "иди" — он шел, "убей" — убивал.
— В сериале очень красивые костюмы, декорации и интерьеры. Каково сниматься в подобной обстановке?
— Давно не помню такой скрупулезной работы над проектом. Все филигранно детализировано, до мелочей. Со знанием дела сочинялась сцена за сценой.
© "Москино" (2020)
Кадр из сериала "Грозный"
Думаешь — не успеют, поставят других, которые будут штамповать картины. Так, что в истории XIII века появится печенье "Юбилейное", пряники "Бабаевские" или современные газетки-розетки. Но получилось грандиозно — Голливуд отдыхает. В котором я не был.
«
Когда битву при Молодях начали снимать — не знал куда деваться, куда прятаться, что там творилось. Какой азарт!
— Вы сомневались перед тем, как согласиться?
— Да, и я так рад, что меня уговорили! Ведь я в роли Скуратова коротко появился в проекте "Годунов". Там мой герой просто был поводом: познакомить Годунова с Иваном Грозным и выдать дочку замуж. А здесь Скуратов — правая рука, ну или хотя бы мизинец Ивана Грозного.
Когда зашла речь про "Грозного", я отказался. Подумал, что там же, наверное, надо ездить на лошадях, а я этого боюсь: в молодости одна меня сбросила. А мне сказали: "Виктор Иванович, найдем выход". В итоге я на коне не езжу, но повоевать пришлось — намахался так, что потом все тело болело. Но выглядит впечатляюще.
© "Москино" (2020)
Кадр из сериала "Грозный"
— Вы упомянули Голливуд. Вас приглашали сниматься в бондиане, в картине "Умри, но не сейчас", а вы отказались из-за занятости в российском проекте. Мировая слава вас не привлекает?
— Привлекает! Но для всего должно быть время, место и договоренность. Когда надо мной шутили, что Сухоруков отказался от Голливуда из-за елок, то это, ребята, — русский юмор.
Я был на выпуске спектакля "Игроки" Олега Меньшикова. Как отказаться от такого проекта? У меня тогда был жуткий кризис в жизни, я планировал перебираться в Москву, непонятно куда и как.
© "Театрального товарищества 814" (2005)
Кадр из спектакля "Игроки"
Меньшиков об этом узнал, специально меня разыскал. Потом я играл в один момент в двух фильмах. И вдруг со мной связывается Ли Тамахори (режиссер "Умри, но не сейчас". — Прим. ред.) — он оказался поклонником лент Балабанова. Говорит: "Люблю его фильмы, а вы у него постоянно снимались".
Я должен был быть в окрестностях Лондона с 10 марта по 10 мая, как сейчас помню. Подошел к Меньшикову, говорю: "Что делать? В Голливуд зовут". Он отвечает: "Не знаю, решай сам".
«
Я посмотрел: столько обязательств. Все бросить и помчаться в туман? Глупости!
— А зарубежные коллеги как отреагировали на то, что вы не сорвались к ним сразу?
— Я по телефону с режиссером говорил, попросил прислать сценарий. А он мне: "Мы будем писать роль по мере знакомства". Я пошутил: "Тогда вашему Броснану и делать нечего".
Потом они поменяли даты и просили приехать 23 февраля из-за какой-то террористической обстановки. То, что они сдвинули сроки, меня очень возмутило, и я не смог им угодить.
© Metro-Goldwyn-Mayer (2002)
Кадр из фильма "Умри, но не сейчас"
В итоге сыграл Горевой, и посмотрите, что за роль. Да вы, ребята, издеваетесь?! Голливуд только звучит красиво, а на деле такая же рутина. Потом звали на съемки с самим Гринуэем! Тоже смешная ситуация, но я сказал: "Без меня".
Это не потому, что я презираю всемирную славу. Ее не заслужил бы: языка не знаю, я человек советский. И потом — там и так очередь, а тут у меня все было уже в порядке. Как можно отказываться от хорошего ради иллюзий?
— То есть не пожалели, что не снялись в "Бонде"?
— Верная поговорка "Лучше синица в руках, чем журавль в небе". Судьба мне шептала: "Витька, успокойся, все у тебя будет прекрасно". И не то что синица, такой журавль на ладошку сел после отказа от "Бонда"! Я сыграл Павла I, познакомился и сотрудничал с Говорухиным, снимался у Лунгина. У меня тут были такие грандиозные роли и победы!
Ну попасть в Голливуд не отказался бы! Любопытно, интересно. Но многие российские коллеги только здесь супер, а там — узкой дорожкой прошли и вернулись. Конечно, это Империя кино, но она больше пахнет рынком, чем творчеством.
Актер Виктор Сухоруков на праздновании 50-летнего юбилея актера Олега Меньшикова
— А к голливудскому кино в целом как относитесь?
— Благодаря коронавирусным делам, я впервые посмотрел старые американские фильмы, которые меня опрокинули. Жалею, что не видел их раньше, — они бы мне очень помогли, может, познал бы актерскую науку более широко, масштабно.
У них есть какие-то вещи, на которые наши мало обращают внимание или ошибочно понимают. Например, благодаря голливудскому кинематографу я обнаружил оценочность в своих ролях. То есть Голливуд все равно меня учит.
— А какие фильмы впечатлили?
— Открыл для себя Алана Паркера и "Полуночный экспресс", "Миссисипи в огне", его обойма лент. Он для меня какое-то откровение.
Среди настольных картин, которые всегда под рукой, — "Крестный отец", это грандиозный материал. Как там все продумано! Я даже наизусть монтаж знаю.
Еще "Пролетая над гнездом кукушки" Формана, "Кабаре" Фосса. Весь Скорсезе, хоть он неровный. Вот это, конечно, кино. Из актрис Зеллвегер очень люблю.
© AP Photo / Invision/ Richard Shotwell
Актриса Рене Зеллвегер на церемонии вручения премии "Оскар"
— Вам одному из немногих актеров удалось "сломать амплуа": после многих отрицательных ролей, с проектов "Золотой век" или "Бедный, бедный Павел" стали предлагать многогранных положительных героев. Как вам удалось побороть предубеждение?
— Хороший вопрос, я на него иногда сам провоцирую. Ответ честный и скромно-предупредительный: талант. Случай, удача? Наверное, да. Но у меня лично — синдром Ихтиандра.
Когда я сыграл в "Брате" и "Антикиллере", немного испугался: пошли предложения маргинальных криминальных типажей. Подумал, что в них застряну.
Но я шел и пробовался. И в фильме "Бедный, бедный Павел" обо мне не думали, но помогла знакомая, которая меня посоветовала.
— Приходилось переубеждать на пробах?
— Пришел я на встречу с режиссером Виталием Мельниковым, он: "Этого бритоголового!?" Потом Петя Мамонов предложил меня в "Острове". И тут уже Лунгин: "Да он бандит бандитом, какой монах?" "Вы его не знаете!" — отвечает Мамонов. И вдруг меня утверждают.
«
Сколько ролей я подобрал на дороге в пыли — потому что в последний момент актеры отказывались, а обо мне вспоминали!
А Говорухин! Меня привели пробоваться к нему на роль генерал-майора в "Не хлебом единым". Сижу перед ним, бисер мечу в кабинете, что-то рассказываю, а он ни слова не говорит, курит трубку и что-то там черкает.
Через 15 минут дарит листок, где нарисовал меня в образе генерала с сетчатой сумкой. И написал: "Несет Сухоруков в авоське сухофрукты". Больше он со мной не разговаривал, вопросов не задавал. Меня утвердили.
© Мосфильм (2005)
Кадр из фильма "Не хлебом единым"
После у меня будет у него обойма ролей — в пяти фильмах, один краше другого. Это мое чудо. До сих пор задаюсь вопросом, что такое произошло, как я перешагнул типажность в кинематографе?
— При этом первые роли все равно были очень колоритные.
— Понимал, что я отрицательный тип, и начинал так: в "Бакенбардах" мерзость полная, "Комедия строгого режима" — там саркастичный сатирический персонаж заключенного Зуева. Но в то же время встреча с Балабановым много оставила в моей биографии.
Его "Счастливые дни" мало кто видел, но там уникальный персонаж. Или "Про уродов и людей", где мы играли с Маковецким.
«
Сегодня у менять есть право, возможность и честность говорить о широком диапазоне дарования. Я все-таки актер не типажный, а талантливый.