Хорошие новости

"Разговаривайте!": психологи телефона доверия 10 лет помогают подросткам

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 28 сен — РИА Новости. Как найти свое место в жизни? Как правильно выбрать будущее? Как наладить отношения со сверстниками? А с родителями? Что делать, если самые близкие люди тебя не понимают? На эти и другие вопросы отвечают специалисты единого общероссийского телефона доверия для детей, подростков и их родителей — анонимной и бесплатной службы, работающей во всех регионах страны. Именно они помогают в самые трудные моменты в жизни, находя верные решения и подбирая нужные слова поддержки.
«

"Самое главное, что нужно понять подросткам, — это что нет нерешаемых проблем, из любой ситуации есть выход. Не нужно совершать ничего непоправимого", — заявила в разговоре с корреспондентом РИА Новости руководитель департамента коммуникаций Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, кандидат психологических наук Оксана Иванникова.

А чтобы наладить взаимоотношения с родителями и найти необходимую поддержку, по ее словам, нужно научиться ставить себя на место других людей и относиться к окружающим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам.
"Общий совет детям и родителям — разговаривайте! Все нужно обсуждать. Когда идет какой-то конфликт, можно найти некий компромисс, если и обсудить свою мотивацию, и постараться понять родителей, которые желают лишь хорошего. А если все-таки недопонимания и критической ситуации не удалось избежать, нужно позвонить психологам. Причем сделать это можно всем вместе, всем участникам конфликта, а психолог поможет найти взаимопонимание между самыми близкими друг другу людьми", — подчеркнула Иванникова.
Ученые выяснили, чем современные подростки отличаются от советских

Помочь всем

За десять лет работы службы профессиональные психологи анонимно проконсультировали по номеру 8 (800) 2000-122 более восьми миллионов детей, подростков, их родителей и старших родственников по различным темам, приводящим к острым, а иногда и трагичным ситуациям и необдуманным решениям. Все это происходит в условиях полной анонимности: звонящему достаточно назвать свое имя, а дальше специалист с помощью наводящих вопросов разберется в сути проблемы и предложит решение.
«

"Многие боятся, что об их звонке кто-то узнает, из-за чего пойдут насмешки или негативная реакция. Естественно, ничего этого не будет. Можно даже рассказать психологу о своей проблеме с позиции другого человека: "У моего друга случилось то-то". Психолог поймет, о чем речь, и тактично придет к адекватному решению проблемы", — сказала руководитель департамента коммуникаций.

По ее словам, бóльшую часть абонентов составляют подростки — примерно 50-60 процентов звонящих. В основном они обращаются к психологам с проблемами поиска себя и своего места, принятия себя и своего внутреннего состояния, а также из-за чувства одиночества. На втором месте по частоте звонков — взаимоотношения со сверстниками.
"Это все, что имеет отношение к дружбе, ссорам, любви, в том числе безответной, популярности и ее отсутствию в группе, травле", — отметила Иванникова.
Тройку наиболее распространенных запросов подростков замыкают проблемы в отношениях с родителями, что, по мнению специалистов, неудивительно, ведь чем старше становится ребенок, тем чаще в семьях вспыхивают конфликты и все больше растет непонимание между самыми близкими людьми.
Не менее важная тема для молодых россиян — проблемы в школах. Сюда психологи относят взаимоотношения с учителями, а также стресс из-за экзаменов, когда у учащихся возрастает страх не оправдать надежды родителей или получить неудовлетворительные оценки, что, в свою очередь, может значительно понизить шансы на поступление в вуз.
Семейные ссоры стали главной проблемой учеников при подготовке к ЕГЭ
Вторую крупную группу абонентов единого телефона доверия составляют бабушки и дедушки, тети и дяди, учителя и тренеры, то есть все, кто сталкивается с детьми.
"Учителя очень часто советуются в случаях, когда не могут справиться с кем-то. Психолог может посоветовать какие-то шаги, как наладить отношения. Или, например, учитель видит, что с ребенком не все в порядке, он понимает, что у него дома могут быть сложности, конфликты, тяжелая ситуация. Он может позвонить и спросить совета, как выстроить доверительные отношения, чтобы ребенок поделился с ним", — рассказала руководитель департамента коммуникаций Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Пожилые родственники также обращаются к специалистам, когда не могут справиться с воспитанием подрастающего поколения. Основной проблемой в данном случае, как правило, становится слишком большая возрастная разница и разрыв в навыках использования современных гаджетов и других достижений технического прогресса.
Родителей же, по словам Иванниковой, в основном беспокоят взаимоотношения с их детьми, особенно в ситуации конфликта или кризиса. Хотя они звонят гораздо реже старших родственников и составляют лишь 17-20 процентов общего числа абонентов.
«

"В первую очередь родители нам звонят, когда им кажется, что ребенок выходит из-под контроля или связался с плохой компанией, когда он отказывается ходить в школу и его поведение резко меняется в худшую сторону", — рассказала кандидат психологических наук.

Значительный вес для клиентов службы имеет и тема общения школьников со сверстниками: есть ли у ребенка какие-то проблемы при взаимодействии с одноклассниками, как много у него друзей в классе и есть ли они вообще.
В последние годы заметно увеличилось количество тревожных звонков от родителей по поводу активной жизни школьников в социальных сетях. И это неудивительно, учитывая стремительный всплеск активности так называемых групп смерти, в которые детей и подростков заманивали мошенники и манипуляторы. Правда, на данный момент количество запросов по этой теме от россиян значительно уменьшилось, отметила Иванникова, потому что на первый план вышли уже другие проблемы.
"Кстати, во время самоизоляции никакого всплеска звонков и негатива, некоего страха не было зафиксировано. Если и были проблемы, то они были в основном из-за того, что все сидят дома, обострились отношения или стало сложнее учиться, друг на друга немного покричали. Но ничего криминального", — добавила она.
Кибербуллинг: что делать, если вас достают в интернете

Преодолеть страх

В целом россияне еще далеко не всегда готовы обращаться к психологам, даже при условии соблюдения анонимности и отсутствия какой-либо платы за их услуги. По словам Иванниковой, в 2019 году наибольшее количество звонков на номер единого телефона доверия поступило из Сибирского, Приволжского и Центрального федеральных округов. Связано это как с количеством подключенных специалистов в регионе и наличием круглосуточной линии, так и с восприятием работы психологической службы в целом.
"У нас достаточно мало звонков на Кавказе, на юге — там чуть благополучнее ситуация и просто особенности менталитета, которые не позволяют обращаться за помощью к психологу. А самые активные стабильно Сибирь, Урал и ЦФО. В этих регионах отдельные телефоны появились еще до общероссийской линии", — отметила она.
Впрочем, ситуация уже начинает меняться в лучшую сторону: так, в крупных городах общение с психологом уже становится нормой. А сотрудники фонда призывают россиян не отказываться от помощи специалистов и не бояться сделать первый шаг навстречу решению проблемы.
"Мы пытаемся всем сказать, что боятся не нужно. Мы предлагаем свои услуги тем, кто здесь и сейчас нуждается в экстренной психологической помощи. По крайней мере она будет получена анонимно и бесплатно. Может быть много причин, препятствующих посещению психолога: это дорого, таких специалистов нет в данном населенном пункте, все друг друга знают и обсуждать какие-то проблемы сложно. А у нас можно позвонить человеку, которого не знаешь, и он тебя не знает — так проще", — подчеркнула Иванникова.
Не менее активно популяризация психологической службы идет также среди детей и подростков, которым подчас нелегко обратиться ко взрослым со своими переживаниями.
"Мы привлекаем разных популярных у подростков персонажей, чтобы они рассказали, что у них тоже есть проблемы. Каждому ведь кажется, что у него совершенно уникальная ситуация. А на самом деле большинство взрослых могут поделиться своими подобными историями. И мы пытаемся рассказать, что такое случается со всеми и что не стыдно попросить помощи. Наоборот, это показывает их зрелость, так как вместе с более взрослым и компетентным человеком можно прийти к самому оптимальному решению", — добавила кандидат психологических наук.
Оценить успех работы единого телефона доверия и его эффективность довольно нелегко — у психологов нет определителей номеров и возможности записать разговор с клиентом. Однако Оксана Иванникова уверена, что результат десятилетней работы службы говорит сам за себя.
«

"Мы исходим из того, что психолог действует наилучшим образом и в интересах клиента. И в итоге многие звонят не по одному разу. В целом тот факт, что ежегодно около одного миллиона детей и родителей обращаются к нам за помощью, говорит о том, что служба эффективна и помогает большинству звонящих", — резюмировала она.

Обсудить
Рекомендуем