Культура

Сергей Головня: Koktebel Jazz Party в этом году будет бомбический!

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 5 июл — РИА Новости, Ирина Овчинникова. Саксофонист-виртуоз, композитор и один из двух арт-директоров Koktebel Jazz Party Сергей Головня недавно выпустил альбом Dreamlike Forest. О музицировании в лесу, а также о том, как полюбить джаз и каких исполнителей можно ждать на фестивале в Крыму в этом году, он рассказал в интервью РИА Новости.
Название вашего альбома переводится как "Сказочный лес". Скучали по природе на самоизоляции?
— Лес действительно имеет для меня некое значение. Я люблю там бывать и часто это делаю. Более того, мне это необходимо: для отдыха, перезагрузки, возможно, даже медитации.
Вдохновить могут дерево, замысловатая ветка, животное или птица. В лесу получается перезагрузиться, а еще — отлично поиграть на саксофоне: там классная акустика, инструмент звучит по-особому.
Сергей Головня
Без слушателей не чувствуете себя одиноко?
— Конечно, не хватало живого контакта со зрителями. Но я решил для себя, что это время дано мне для другого. Порой самое важное для музыканта — быть в уединении, чтобы никто не отвлекал. Только так удается по-настоящему прийти в состояние, когда можно заниматься, получить идею, быть расположенным к творчеству.
Какие коррективы внес коронавирус в процесс выпуска пластинки?
— Думаю, пандемия поспособствовала выходу альбома. Скажем так, она не предрешила, но ускорила процесс. В первую очередь своим умонастроением.
Да, все вокруг, в том числе и я, погрузились в атмосферу неизвестности, страха и ожидания — эти мысли и чувства настроили меня на верную волну. С другой стороны, появилось больше времени, чтобы творить. Записывал дома, где есть небольшая студия со всем необходимым.
Джазовый музыкант, основатель оркестра SG BIG BAND Сергей Головня выступает на вечере "Шоу саксофонов — от баса до сакселло" в Центральном доме актера имени А. А. Яблочкиной
Вы довольны результатом?
— Я как автор чувствую, что все получилось идеально: каждая нота, звук, аккорд, каждая гармоническая надстройка на своем месте.
Коллеги и слушатели меня часто ассоциируют с hard bop, bebop, свингом. Но мне не хотелось бы быть привязанным к какому-то стилю, поэтому я давно собирался сделать "неджазовый" альбом. Так и получились эти саундтрековые, киношные, очень образные композиции.
Вдохновлялись ли вы какими-то конкретными фильмами, образами?
— Не совсем, но одна из композиций — "Wеeping Valley" ("Долина плача") — отражает образ нынешнего времени. Это такой саундтрек к современности. Я имею в виду и природные, и политические, и какие-то общечеловеческие моменты нашей действительности. Это музыка к очень драматичному кино о правде сегодняшнего дня: когда ее слушаешь, все это переживаешь.
После того как вы написали эту композицию, стало легче? Удалось освободиться от части тяжелых эмоций?
— Это печаль, которая не пройдет. Но в альбом вошли и пьесы о том, что надежда есть, о великой благости и гармонии — "Father’s Love" и "Worship You".
Как вам кажется, насколько музыка способна дарить состояние гармонии слушателям?
— Думаю, это возможно. Ведь, попав на живой концерт в зал с хорошей акустикой и по-настоящему погрузившись и послушав музыку, к примеру, Моцарта, Бетховена, Рахманинова, выходишь уже другим. Так может случиться даже с немузыкальными людьми, если они сделают усилие.
То же и с джазом. Если прийти в зал с порядочной акустикой на крутейших музыкантов с классной программой и слушать, не отвлекаясь на телефон или красивую спутницу. Постараться вкусить музыку, раз уж ты все равно здесь. Джаз и классика требуют музыкального познания и, конечно, любви.
Джазовый музыкант, основатель оркестра SG BIG BAND Сергей Головня и актер Мастерской театральных ремесел Андрея Щукина Филипп Лебедев выступают на вечере "Шоу саксофонов — от баса до сакселло"
А какая музыка помогает лично вам обрести гармонию?
— Меня в состояние транса, полета может ввести одна нота, которую я беру на саксофоне. Вообще, звук — невероятная сила. Но над ним работают очень долго — годы нужны, чтобы понять, что это такое, и найти свое уникальное звучание.
Пока не могу сказать, нашел ли я свой звук, о котором думал всю жизнь. Ведь это не просто "ставишь мундштук и дуешь"! Когда занимаешься, каждой ноте уделяешь по 15 минут, по полчаса. По-настоящему посвященный музыкант ищет, пока не находит. Но зато нашедших все знают — Бен Уэбстер, Эдди Лакджо Дэвис, Джон Колтрейн, Чарли Паркер. Этих саксофонистов узнаешь с первых нот.
Но серьезная музыка все же интересна не всем.
— Да, конечно, и это норма, а не повод для осуждения. Дело в том, что музыка серьезная требует определенной внутренней работы, подготовки. Это музыка академическая, в том числе, например, невероятный, тончайший Бах.
Музыка "плотская", скажем так, это музыка, ориентированная на массовую аудиторию, это наша эстрада, то, под что дрыгаются, что не требует работы. При этом можно и нужно постепенно повышать свой уровень.
Глава Республики Крым Сергей Аксенов и музыкант-саксофонист Сергей Головня на пресс-конференции, посвященной 16-му международному музыкальному фестивалю Koktebel Jazz Party
Какими из своих достижений, открытий вы гордитесь, что считаете ценным?
— Музыканта определяют по альбомам. На сегодняшний день у меня четыре джазовых альбома. Еще есть две пластинки духовной музыки, но о ней обычно не принято говорить, вот и я их упоминаю редко. Хотя недавно решил с этим разобраться: планирую переименовать проект (прежнее название — "Новое начало"), официально залить эту музыку в Сеть.
Гордиться шестью альбомами или нет? Наверное, ценнее не количество, а то, что я не стою на месте, тружусь и вижу результат. Если буду так же продолжать, то вырасту еще больше.
Кроме того, я очень рад работать над Koktebel Jazz Party как один из двух арт-директоров, это грандиозный проект.
Музыкант Джозеф Ласти во время выступления коллектива Joe Lastie’s New Orleans Sound на фестивале Koktebel Jazz Party 2017.
1 из 6
Музыкант Tachibana Quintet (Япония) Нун во время выступления на открытии фестиваля Koktebel Jazz Party.
2 из 6
Американский композитор Рэнди Брекер во время выступления на 17-м международном музыкальном фестивале Koktebel Jazz Party в Крыму.
3 из 6
Музыкант коллектива Joe Lastie’s New Orleans Sound Мервин Кэмпбелл (в центре) на фестивале Koktebel Jazz Party 2017.
4 из 6

Музыкант Игорь Бутман (в центре) выступает на международном джазовом фестивале Koktebel Jazz Party в Коктебеле.

5 из 6
Участники коллектива GURU GROOVE FOUNDATION (Россия) во время выступления на 17-м международном музыкальном фестивале Koktebel Jazz Party в Крыму.
6 из 6
В этом году, насколько я знаю, в нем примут участие только российские исполнители.
— Верно, и это связано, конечно, с непростыми обстоятельствами вокруг коронавируса. Планируем, как обычно, потрясающий состав — ведем переговоры с народным артистом России Игорем Брилем, Давидом Голощекиным, Ларисой Долиной. Общаемся с великим актером Игорем Скляром, который с недавних пор выступает как джазовый исполнитель. У нас с ним должен был быть вечер в Доме актера, но все отменилось из-за пандемии. Думаю, программу эту удастся показать на главной сцене в Коктебеле. Из восходящих звезд будет Настя Лютова, которая уже очень хорошо заявила о себе. Работать приходится в довольно непредсказуемой ситуации, но на результате это не отразится — фестиваль будет бомбическим, я уверен.
Исполнители сейчас голодные до музыки! Думаю, те, кто приедет в Крым, станут просто разрывать свои инструменты. Они покажут все свое мастерство, будут улетать до небес! А вместе с ними и слушатели.
— В завершение нашей беседы — если бы у вас была возможность сейчас сыграть любую мелодию, какую бы вы выбрали?
— "Rapprochment" с нового альбома, она мне очень нравится!
Онлайн марафон Doctor Jazz Party: как это было
Обсудить
Рекомендуем