МОСКВА, 16 апр — РИА Новости, Альфия Еникеева. На этой неделе американские исследователи сообщили, что ремдесивир — лекарство, используемое против лихорадки Эбола — значительно улучшает состояние почти 70 процентов больных коронавирусной инфекцией. Согласно работе китайских ученых, прием некоторых препаратов, назначаемых при гипертензии, существенно снижает риск тяжелых осложнений при COVID-19. Кроме того, есть данные, что с SARS-CoV2 успешно справляется распространенное лекарство от панкреатита. Какими препаратами ученые предлагают бороться с эпидемией и насколько они эффективны — в материале РИА Новости.
Вместо Эболы — новый коронавирус
В конце марта Всемирная организация здравоохранения запустила международные клинические испытания четырех наиболее многообещающих схем лечения COVID-19. Речь идет о нуклеозидном аналоге ремдесивира, разработанного против лихорадки Эбола, хлорохине и его производном гидроксихлорохине, применяемом при лечении малярии, а также комбинации ритонавира, лотинавира и интерферона бета. Проверять все это будут на тысячах пациентов из десяти стран — Аргентины, Бахрейна, Канады, Франции, Ирана, Норвегии, ЮАР, Испании, Швейцарии и Таиланда.
Чуть ранее клинические испытания этих препаратов начались в Китае и США, где тот же ремдесивир использовали против COVID-19 с конца февраля. Принцип его действия довольно прост — он блокирует синтез РНК вируса, мешает ему размножаться и распространяться по всему организму. По крайней мере, в культурах человеческих клеток, инфицированных SARS-Cov2, этот препарат действовал подобным образом.
И вот сейчас публикуют первые результаты. Так, согласно работе международной команды ученых, это лекарство значительно улучшило состояние большинства пациентов с тяжелой формой COVID-19 — тех, которые нуждались в кислородной поддержке.
© Depositphotos.com / Leonid_Andronov
Трехмерная модель ремдесивира — противовирусного препарата, лечение которым, судя по последним исследованиям, эффективно при COVID-19
Всего в исследовании участвовали 53 больных, которым в течение десяти дней вводили препарат внутривенно. Почти 70 процентов (36 пациентов) пошли на поправку. У остальных значительных улучшений не наблюдалось, семь человек (13 процентов) скончались.
По мнению авторов работы, это обнадеживающие результаты, тем более что никаких новых побочных эффектов от применения лекарства не зарегистрировали.
Смертельны и токсичны
Действенность второй схемы из списка ВОЗ — хлорохина и его производного гидроксихлорохина — пока вызывает вопросы. Во всяком случае, одно из последних испытаний на людях — французские медики лечили таким образом 19 пациентов с COVID-19 — не порадовало.
Тем не менее ранее этот препарат в комбинации с антибиотиком азитромицином дал эффект — почти сорок пациентов с легкой формой новой коронавирусной инфекции выздоровели. Хорошо справлялся с SARS-CoV2 хлорохин и в экспериментах китайских ученых.
В комбинации с другими лекарствами эти препараты, возможно, токсичны, считают американские ученые. Так, мыши, которым вводили хлорохин или гидроксихлорохин в сочетании с метформином, в 30-40 процентах случаев погибали.
Также, по данным китайских ученых, неэффективна против нового коронавируса комбинация ритонавира и лопинавира, обычно применяемая для лечения ВИЧ-инфицированных. Терапия этим препаратом не облегчила состояние ни одного из двухсот пациентов с тяжелой формой COVID-19. Правда, сами авторы работы отмечают, что теоретически на более ранних стадиях болезни сочетание ритонавира и лопинавира может помочь.
Неожиданное открытие
Еще одним перспективным средством считаются адъювантные препараты, назначаемые при гипертензии: ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента (ACEI) и блокаторы ангиотензинового рецептора II (ARB).
Китайские исследователи, анализируя результаты лечения от COVID-19 564 пациентов, обратили внимание на то, что те, кто вместе с противовирусными препаратами получали ингибиторы ACEI или ARB, реже страдали тяжелой пневмонией. А именно, из 16 больных — только один. Для сравнения: из 49 пациентов, принимающих другие адъювантные препараты, пневмонию зафиксировали у 16.
По мнению авторов работы, ингибиторы влияют на экспрессию ангиотензинпревращающего фермента 2 (ACE2) — рецептора, считающегося "входными воротами" в клетку для нового коронавируса.
Несмотря на столь обнадеживающие результаты, ученые отмечают: чтобы окончательно подтвердить терапевтические свойства этих препаратов, нужны исследования с большим количеством пациентов.
Испытания начались
В начале апреля в Дании приступили к клиническим испытаниям еще одного вероятного лекарства против нового коронавируса. Это камостат — препарат от панкреатита.
Первые доказательства его эффективности для терапии COVID-19 получили российские и немецкие ученые еще в начале марта. Они проверяли влияние камостата на размножение SARS-CoV2 в культуре клеток легких. Как выяснилось, препарат способен подавлять фермент сериновую протеазу и таким образом мешать новому коронавирусу проникать в клетку.
Теперь же в Датском королевстве камостат опробуют на людях. Несколько из 180 добровольцев с подтвержденным диагнозом COVID-19 в течение пяти дней будут получать по сто миллиграммов препарата три раза в сутки — такова максимально разрешенная доза при терапии панкреатита. Остальным дадут плацебо.
Первые результаты обещают представить уже через месяц.