Первый за два года обмен пленными прошел в Донбассе 29 декабря. Киев передал самопровозглашенным Донецкой и Луганской народным республикам 124 человека, Донецк и Луганск отдали властям Украины 76 человек. ЛНР в рамках обмена получила 85-летнего харьковского ученого Мехти Логунова, осужденного на Украине за госизмену на 12 лет.
Логунов рассказал журналистам в Луганске, что после ареста его привезли в СБ Украины, где настаивали на том, что он "резидент Главного разведывательного управления (ГРУ) и шпион". По его словам, сотрудники СБУ угрожали ему в случае отказа признать вину "максимальным сроком и худшей на Украине тюрьмой", а в случае признания вины обещали минимальный срок.
"Я не резидент — ни Главного разведуправления, ни ФСБ, — но когда вы (СБУ. — Прим. ред.) объявите, что взяли меня как резидента, то они (сотрудники спецслужб России. — Прим. ред.) будут очень долго смеяться. Ведь вы вели контрразведывательную работу по ложному направлению", — процитировал Логунов свой ответ на допросе.
Ученый сообщил журналистам, что не совершал никаких незаконных действий, а его дело было полностью сфабриковано, чтобы организовать провокацию против России.
«
"Я отказался участвовать в провокации против России. Я не тот человек, который будет оговаривать и даст ложные показания на какого-то человека или организацию. Это несовместимо с моей человеческой и гражданской позицией. <…> Они мне дали дело, и я сразу нашел: вот подлог, и вот, и вот сочиняли. Протоколы не совпадали друг с другом", — сказал Логунов.
Он уточнил, что безрезультатно писал заявления "во все европейские возможные структуры", президенту Украины, генеральному прокурору Украины, главному военному прокурору, в Национальное антикоррупционное бюро Украины, Государственное бюро расследований Украины и другие организации.
"Писал прямо и называл коррупционеров. Требовал возбудить уголовные дела против контрразведчиков и указывал статьи. <...> Моя цель, чтобы международный суд признал СБУ террористической организацией. <…> Здесь все построено на коррупции, на казнокрадстве. Триста пятьдесят человек участвовало в деле против меня. <…> Какие деньги уходили из бюджета (Украины. — Прим. ред.). А результат — единственный текстовый файл, где все несекретное", — сказал Логунов.