Пятого мая исполняется 70 лет со дня основания Совета Европы. О том, не жалеет ли Россия о вступлении в эту организацию, кого из кандидатов на пост генсека поддерживает и будет ли Москва выходить из Европейской конвенции по правам человека, если компромисс со Страсбургом не будет найден, в интервью РИА Новости рассказал постоянный представитель России при Совете Европы Иван Солтановский.
— Пятого мая исполняется 70 лет со дня создания Совета Европы. С какими итогами подходит к этому юбилею организация?
— За 70 лет Совету Европы удалось заложить основу единого европейского правового пространства, а в некоторых отраслях и сформировать единую для всех государств континента систему регулирования. Большим достижением является общеевропейский механизм обеспечения прав человека, который позволяет гражданам рассчитывать на равную защиту своих прав во всех странах Совета Европы.
Однако не секрет, что Совет Европы сейчас находится не в лучшей ситуации. Он переживает глубокий финансовый и институциональный кризис, причинами которого стало размывание в современных международных отношениях принципа суверенного равенства государств, нивелирование ценности международного сотрудничества и использование его институтов для достижения отдельными странами своих узкокорыстных конъюнктурных целей.
Совет Европы сейчас проходит переломный момент своего развития: или ему удастся преодолеть кризис и сохранить свой нынешний формат, или он утратит статус панъевропейской организации и станет своего рода "придатком" Европейского союза.
Я убежден, что всем странам-членам Совета Европы необходимо посмотреть на текущую ситуацию в СЕ с точки зрения долгосрочных интересов и проявить политическую волю для преодоления этого кризиса.
— Не жалеет ли Россия, что в свое время вступила в Совет Европы?
— Нет, сожаления нет. Нельзя забывать, что советоевропейский опыт позволил нам модернизировать российскую правовую систему, гуманизировать судопроизводство и пенитенциарную систему, интегрировать российское образование в европейское образовательное пространство. Российская Федерация вошла в европейское правовое пространство, в рамках которого удается с большей эффективностью решать многие трансграничные проблемы, с которыми сталкивается большинство стран континента, как, например, наркотрафик, терроризм, отмывание денег и неконтролируемая миграция.
— В каких областях сотрудничества России и Страсбургу удалось достичь успеха, а где отношения пробуксовывают?
— Во всех органах Совета Европы, кроме ПАСЕ, ведется конструктивное сотрудничество. Мы позитивно оцениваем достигнутый в Совете Европы уровень межправительственного взаимодействия. Особенно хотелось бы подчеркнуть эффективную совместную работу в таких сферах, как формирование международных юридических рамок противодействия фальсификации лекарственных средств, коррупции, отмыванию денег, терроризму (например, многое делается для борьбы с террористами-одиночками), защиты персональных данных, биоэтики. Совет Европы сыграл позитивную роль в восстановлении статуса соответствия Российского антидопингового агентства Кодексу ВАДА. Залогом успешного сотрудничества стало существовавшее на протяжении многих лет стремление стран-членов Совета Европы и, что немаловажно, секретариата Организации к компромиссному консенсусному разрешению сложных проблем.
Хотел бы отметить деполитизированное конструктивное сотрудничество в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы, который стал хорошей площадкой по обмену опытом в сфере местного самоуправления между представителями регионов стран-членов Совета Европы.
— Как вы оцениваете, в частности, сделанные в докладе нидерландского парламентария Тини Кокса предложения о "процедуре совместного реагирования" с участием уставных органов Совета Европы и генерального секретаря, которая применялась бы в случаях, когда государство-член нарушает свои уставные обязательства или не соблюдает основополагающие принципы и ценности? Может ли данная процедура, по мнению российской стороны, создать предпосылки для внесения изменений в регламент ПАСЕ, о необходимости которых Москва указывала Страсбургу.
— Мы выступаем за равенство всех государств-членов Совета Европы как с точки зрения их обязательств, так и прав. Мы считаем, что бессмысленно говорить о нарушении какой-либо страной ее обязательств в рамках организации, если ее права, зафиксированные в Уставе Совета Европы, не соблюдаются.
В этой связи мы выступаем за исключение самой возможности введения политически мотивированных санкций против нашей, да и любой другой, делегации в ПАСЕ, поскольку они нарушают предусмотренные Уставом Совета Европы права государств-членов. Каким образом с формально-юридической точки зрения будет исключена возможность применения Парламентской Ассамблеей этого противоречащего Уставу Совета Европы механизма – для нас не столь существенно.
— Как российская сторона оценивает двух кандидатов на пост генерального секретаря — Дидье Рейндерса и Марию Пейчинович-Бурич?
— Мы готовы работать с любым кандидатом, в случае его или ее избрания на пост генерального секретаря. В то же время хотелось бы подчеркнуть, что российским парламентариям должна быть предоставлена возможность беспрепятственно на равных со всеми участвовать в выборах генсекретаря.
— Прорабатывает ли для себя Россия варианты выхода из Европейской конвенции по правам человека и Совета Европы, если сторонам в этом году не удастся выйти на компромисс?
— Мы рассматриваем все варианты развития событий, в том числе с точки зрения их внешнеполитических последствий как для России, так и для международных отношений на европейском континенте.