Алексей Левыкин: cпасти памятник Минину и Пожарскому можно благодаря людям

Читать на сайте Ria.ru
Государственный исторический музей, основанный в 1872 году, через три года отметит 150-летие, но подготовка к грандиозному юбилею начинается уже сейчас. Гендиректор учреждения Алексей Левыкин в интервью РИА Новости рассказал о том, какими экспонатами пополнились фонды после Олимпиады в Сочи и Чемпионата мира по футболу, когда москвичи и гости столицы увидят обновленный музей, и почему народные пожертвования так важны для реставрации памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Беседовала Валерия Высокосова.
– Что для вас значит приближающийся юбилей?
– 150 лет – очень значимая дата. Это целая эпоха, за которую музей прошел очень большой путь – от момента принятия решения в 1872 году императором Александром II о его создании до того момента, как ГИМ стал не только крупнейшим музеем страны, но и одним из самых больших мировых собраний: около 5 миллионов предметов. В своей экспозиции музей представляет историю создания и развития российского государства, рассказывает об истории цивилизации на территории России, начиная от самых древнейших времен. Мы собираем исторические материалы современности, ведь каждый минувший день – уже история. Спортивные события мирового уровня, прошедшие в последние годы в России, такие как Зимние Олимпийские игры в Сочи, Чемпионат мира по футболу, тоже пополнили нашу коллекцию новыми предметами.
Предыдущие юбилейные даты Исторический музей широко не отмечал. Юбилейные мероприятия – это не только праздник и торжественные церемонии, это еще и возможность решить проблемы, препятствующие дальнейшему развитию музея, возможность осуществить масштабные проекты.
– Вы говорите об Олимпиаде и Чемпионате мира по футболу: а какие свидетельства времени оказались в ваших фондах после этих событий?
– Это предметы спортивного инвентаря: олимпийские факелы, официальный футбольный мяч, образцы формы, знаменитый паспорт болельщика — то, что уже стало свидетельством важнейших событий в истории нашей страны и мирового спорта. В наши дни существует большой интерес к периоду 60-70-х годов прошлого века. Для того чтобы нам сегодня достоверно отразить этот период истории, уже в те годы сотрудники музея кропотливо собирали предметы, на первый взгляд не являющихся большой ценностью – елочные игрушки, одежду, украшения, предметы бытовой техники. Особенность этих вещей заключается в том, что они очень быстро исчезают. То, что сегодня кажется привычным, окружая нас в повседневной жизни, со временем обретает большую ценность.
В ГИМ выступили за увеличение числа постов Росгвардии в музеях
– Возвращаясь к юбилейному году – что вы глобально планируете на этот период?
– Отцы-основатели нашего музея заложили в него огромный ресурс — и 150 лет во многом ГИМ существовал именно на нем. Готовясь к юбилею в 2022 году, мы планируем все мероприятия именно так, чтобы они заложили новую основу для его развития, сделали музей более популярным и узнаваемым, особенно у молодежи. Прежде всего, речь идет о создании новых фондохранилищ, реставрации существующих комплексов, – таких как главное здание Исторического музея, Покровский собор, комплекс зданий Старого монетного двора. Мы, в первую очередь, обращаем внимание на два направления: совершенствование и улучшение системы хранения и расширение посетительских зон, экспозиционных площадей музея. Также планируем создать новые выставочные площадки на территории Измайлово. Расширение пространства для работы с посетителями – это насущная потребность: музею необходим образовательный центр для работы с детьми и взрослыми. Мы должны прививать интерес к изучению истории с юных лет, если хотите – воспитывать свою аудиторию посетителей. Если программа мероприятий будет принята Организационным комитетом и подкреплена соответствующим финансированием, то к 2022 -23 годам мы создадим возможности для дальнейшего развития самого крупного музейного комплекса столицы как минимум еще на 150 лет.
– Готовите ли какие-то особенно интересные выставочные проекты?
– Мы планируем в Москве показ выставок из Русского музея и Эрмитажа. А уже 12 февраля мы открываем выставочный проект-подарок от наших коллег из Ярославского художественного музея "Обретенные иконы". В годы повсеместного истребления православной культуры, ярославские реставраторы, опасаясь за судьбу памятников, решили спрятать иконы на чердаке здания Митрополичьих палат. Показу в Историческом музее предшествовала многолетняя кропотливая реставрация, и теперь все желающие смогут увидеть спасенные шедевры древнерусской живописи. Кроме того, мы продолжим показ коллекций Исторического музея – выставки, посвященные традициям народных праздников и увеселений, а также русскому свадебному обряду откроются уже этой осенью. Сейчас ведем переговоры с китайскими коллегами. 2019 год – юбилейный год образования КНР и установления дипломатических отношений между нашими странами. В проекте примут участие ведущие музеи Китая, в том числе привезем в Москву знаменитых терракотовых воинов. В этом году полностью покажем свою коллекцию произведений знаменитой фирмы Фаберже и откроем экспозицию, посвященную 250-летию высшей воинской награды России – ордену Святого Георгия Победоносца.
В будущем году исполняется 150 лет В.И. Ленину – человеку, ставшему ключевой фигурой в советской идеологии и, без сомнения, одному из выдающихся людей ХХ века. В фондах ГИМа полностью сохранены коллекции бывшего Музея В.И. Ленина, поэтому, конечно же, этот уникальный материал позволит создать поистине масштабный выставочный проект. Выставка "Ленин" откроется как раз в преддверии дня рождения вождя мирового пролетариата.
В Государственном историческом музее заявили о пропаже древней иконы
– Хочу уточнить по поводу выставки с Китаем возможно ли, что какой-либо ответный проект отправится туда?
– Несомненно. В прошлом году у нас с большим успехом прошла выставка "Сокровища Российской Империи". Выставку, прошедшую в трех китайских городах, посетили более миллиона человек. Это говорит о том интересе, который есть к нашей истории и культуре. Мы ведем переговоры с Музеем шелка, договариваемся о подготовке обменных выставок. Мы представим там выставку русского народного костюма, а с их стороны ожидаем проект, посвященный искусству китайского шелка.
– Вы также упомянули о реставрации. Как будет функционировать музей на время реставрации?
– Ситуация зависит от объема работ. Есть решения, позволяющие проводить достаточно сложные реставрационные работы в условиях, когда экспозиция продолжает работу. Некоторые зоны Покровского собора, например, очень часто перекрываются, но нам удается сочетать и его работу, и проведение реставрации. Учитывая тот факт, что последствия многолетнего закрытия музея мы ощущаем до сих пор, повторно закрыть Исторический музей для посетителей мы не можем.
– Могли бы вы все-таки обозначить фронт работ? В каком состоянии сейчас находится главное здание?
– Здание Исторического музея было построено в 70-80-е годы XIX века. Гигантское здание объемом 200 тысяч куб. метров стало одним из первых гражданских сооружений Москвы, где широко использовались новейшие материалы и технические разработки. Спустя столетие после открытия музея здание обветшало и нуждалось в капитальном ремонте. С момента второго открытия ГИМа в 1997 году прошло более 20 лет. Не все работы в то время были выполнены на должном уровне, кроме того появляются новые технологии, которые требуют внедрения, в том числе, с точки зрения развития экспозиционного показа. Требуются работы по замене оконных рам, кровли, модернизации инженерных систем и ряд других работ, жизненно необходимых огромному музею.
Памятник Минину и Пожарскому в Москве отреставрируют на народные средства
– Год назад мы как раз писали, что Исторический музей планирует создать депозитарий для хранения, реставрации и экспонирования коллекции. Есть ли подвижки в этом вопросе?
– Создание депозитария — очень сложный процесс, предусматривающий выбор места строительства депозитария и выделения соответствующего финансирования. Этот вопрос на контроле в Министерстве культуры и совсем недавно министр Владимир Мединский говорил на совещании с президентом о необходимости создания современного депозитария для нашего музея. Этот вопрос в числе первых будет обсуждаться и на заседании Оргкомитета по празднованию 150-летия Исторического музея.
– Когда может начаться реставрация главного здания?
– Для начала необходимо утвердить программу мероприятий на заседании оргкомитета. Планируем в течение месяца мы проведем его заседание оргкомитета. Хотелось бы все задачи решить к 2022 году.
– В прошлом году вы открыли сбор средств на реставрацию памятника Минину и Пожарскому, который все еще продолжается. Но собрать осталось еще немало…
– Собрать осталось немало, но менее чем за полгода мы собрали существенную сумму, треть от необходимой. Это говорит о позитивном отношении людей к нашей инициативе, о их желании принять участие в чем-то поистине важном, о неравнодушном отношении к сохранению национальной памяти и исторических памятников. Я напомню, что сбор средств на создание памятника проходил в течение нескольких лет, даже в тяжелое время войны с Наполеоном. Но нам хотелось более активного участия не только простых граждан, но и бизнеса. Памятник был поставлен на народные средства, этот памятник – дань благодарности народным героям, и я думаю, что было бы весьма значимо провести его реставрацию на народные средства.
– Вы планируете собрать все средства путем краудфандинга или все же обратитесь к государству?
– Уже в апреле мы должны получить проект с окончательной методикой, точной сметой, графиком реставрационных работ. Только получение этого документа дает нам право официально обращаться к Министерству культуры за финансированием. Но все это - время, которого, признаюсь, не так много, чтобы сохранить этот шедевр для будущих поколений. Именно аварийное состояние монумента подтолкнуло нас к сбору средств.
– В конце прошлого года мы также писали, что специалисты возьмут пробы на состояние памятника Минину и Пожарскому. Что показали результаты экспертизы?
– В конце 2018 года проходил последний этап исследований: сделаны попытки рентгеноскопии памятника, осуществлен его детальный осмотр с лесов. Возможно, когда будет более благоприятная погода, при необходимости исследования продолжатся. Полный отчет о проведенных исследованиях и их результатах будет представлен в проекте. Как и обещали, соберем отдельную пресс-конференцию, где обо всем подробно расскажем. Но даже те специалисты, которые скептически относились к необходимости реставрации, поднявшись на леса, поменяли свое мнение. Памятник требует незамедлительного поведения реставрационных работ. Это касается и скульптур, потому что существует сквозная перфорация поверхности в некоторых участках, опасение внушает стальная конструкция, которая создает опору внутри, — она сильно коррозирована и не выполняет своих функций. Также требуется укрепление постамента и барельефов.
– Вы надеетесь начать реставрацию в этом году?
– Между моментом запроса - а запрос может быть сделан только в тот момент, когда на руках имеется утвержденный проект, - и моментом выделения средств может пройти продолжительный период времени. Поэтому для нас так важны средства, которые мы собрали благодаря краудфандингу. Если музей обладает финансами, то работы могут начаться сразу же после утверждения проекта. Делая пожертвования, люди вносят свой вклад в спасение памятника и ускоряют процесс начала его реставрации.
Третьяковская галерея модернизирует систему видеонаблюдения
– Недавний случай в Третьяковской галерее встрепенул музейное сообщество, вице-премьер Ольга Голодец и министр культуры Владимир Мединский поручили провести комплексную проверку безопасности во всех федеральных музеях. Проводится ли проверка в ГИМе?
– У нас ведется внутренняя проверка всех систем безопасности. Музей еще раз проверяет все направления учетно-фондовой работы. Был подписан приказ, предписывающий усилить зоны физической охраны, проверку систем безопасности на экспозиции. Два года назад в нашем музее был разработан проект модернизации систем безопасности: видеоконтроля, пожарной безопасности, электронной безопасности. Проект достаточно дорогой, чтобы его реализовать нам потребуется не менее 250 миллионов рублей.
– Глава департамента музеев Минкультуры Владислав Кононов после случившегося отметил, что подобные инциденты – обратная сторона популярности музеев в современном мире. Посетителей становится больше, соответственно, возрастают риски...
– Совершенно верно. Любой музей решает одновременно две задачи. С одной стороны, это хранение. Понятие безопасного хранения для музейного сотрудника — это не только физическая охрана от краж, вандализма или вторжения. Это сохранение самого памятника, создание условий, которые позволяют говорить о вечном хранении. С другой стороны, музей не может быть музеем, если он не открывает свои двери людям. Но открытость экспозиции понижает уровень безопасности. После инцидента в Третьяковке многие вспомнили и про работу смотрителей, тех самых "строгих женщин" в залах музея. Это непростая работа, требующая и максимальной концентрации внимания, и навыков общения с посетителем, и контроля за поддержанием порядка на экспозиции. Как только они начинают ограничивать поведение посетителей в целях сохранности музейных предметов, в ответ получают агрессию и негатив. Посетитель, приходящий в музей, должен все-таки стараться следовать принятым правилам и не нарушать их. Иначе случаи вандализма, порчи предметов будут постоянно иметь место в наших музеях. Ну не ставить же возле каждой витрины охранника?
– Не так давно мы сообщали, что икона "Богоматерь Смоленская-Шуйская" не обнаружилась в фондах ГИМа, по результатам внутренней проверки музей обратился в правоохранительные органы. В данный момент проводится сверка фондов. Как продвигаются поиски?
– Отсутствие иконы мы выявили при подготовке выставки "Русский Север" – хранитель не выдала икону на экспозицию. Мы не могли не сообщить об этом нашему учредителю и в правоохранительные органы. Сейчас идет сверка всего фонда древнерусской живописи. Окончательно ответить на вопрос мы сможем тогда, когда последняя икона будет размещена на месте своего хранения. Этот процесс завершится к концу марта.
Обсудить
Рекомендуем