Эксперт объяснил, что движет родителями, выбирающими имя ребенку

Молодая семья. Архивное фото
Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 11 фев - РИА Новости. Родители новорожденных в России, стоящие перед выбором имени для ребенка, могут находиться под влиянием религиозных мотивов и национальных традиций, жизненных обстоятельств или собственных предубеждений и желаний - иногда что-то из этого может стать причиной выбора необычного по сегодняшним меркам имени, рассказал РИА Новости кандидат филологических наук, директор исследовательского центра "История фамилии" Владимир Максимов.
Ранее в московском управлении ЗАГС назвали самые редкие и необычные имена, которые родители дали новорожденным детям в 2018 году. Среди них Адель-Иллария, Виктория Луна, Александра Джейн, Леонида и Капитолина для девочек и Мартин, Пахом, Пересвет и Добрыня для мальчиков. Кроме того, впервые за пять лет самым популярным женским именем стало Мария, а имя София, долгое время занимавшее первую строчку в рейтинге, оказалось на второй позиции.
Эксперт объяснил смену предпочтений при выборе имен для дочек в Москве

Тенденции имятворчества

Анализируя данные столичного ведомства, Максимов отметил, что имятворчество в России находится почти на том же уровне, что и последние 25 лет. Эксперт пояснил РИА Новости, что в начале 90-х годов в стране действительно был всплеск интереса к именам, пришедшим к народам России вместе с религиями.
Так, приверженцы православия при выборе имени для ребенка стали обращаться к святцам, а мусульмане - к спискам традиционных для каждого народа имен, которые появились с исламом или возникли "на местах", но в согласии с религиозной традицией - например, из сложения двух имен: арабского и тюркского или персидского и тюркского.
"Одновременно с этим наметилась другая тенденция: появилось некоторое число имен, заимствованных из именника жителей Западной и Центральной Европы и Северной Америки", - рассказал Максимов.
Третьей тенденцией, по словам специалиста, является привычка родителей давать детям имена, восходящие к родному языку, однако к дохристианским или доисламским традициям.
"Такие имена можно называть языческими, хотя далеко не все они возникли в языческий период. Например, у русских людей многие имена, образованные на основе родного языка, бытовали и в XVI-XVII веках, но в качестве дополнительных - "мирских", - пояснил эксперт.
Подражание взрослым: курящие родители становятся плохим примером для детей

Свободный выбор родителей

Максимов подчеркнул, что причин негативно высказываться о любой из описанных выше тенденций нет. По мнению специалиста, в светском государстве каждый волен выбирать имя для новорожденного как из религиозного "набора", так и, например, из списка богатейших людей России или Америки – некоторые родители верят, что это положительно отразится на судьбе их ребенка.
"Когда дают имена, заимствованные из европейской традиции - например, Изабелла или упомянутое выше имя Александра Джейн - то нет вопросов, если такое имя дали в интернациональной семье: в Москве проживает много иностранцев и иностранок, которые здесь же женились и вышли замуж. Понятно, что в таких семьях существует минимум два именника, из которого родители хотели бы выбрать имя новорожденному ребенку. Это относится и к семьям, в которых один из родителей является выходцем из стран Азии, Африки или Южной Америки", - объяснил Максимов.
Совсем другие причины, считает антропонимист, толкают к выбору таких имен в полностью русских семьях: некоторые родители "примеряют" ребенку имя, характерное для той страны, в которую они собираются переехать, а другие "просто пересмотрели телевизор".
"В начале 90-х, помнится, на слуху было имя Марианна. Возможно, и в минувшем году какие-то из необычных имен были даны под впечатлением телевизионных латиноамериканских или уже наших, российских, страстей", - предположил собеседник агентства.
Создана карта статистики по усыновлению сирот в регионах
Специалист объяснил, что некоторые другие имена, отнесенные столичным ЗАГСом в разряд необычных, принадлежат как раз традиционному именнику - например, имя Леонида есть в православных святцах, и ее именины отмечаются 8 июля, а Капитолины празднуют их 9 ноября. То же самое, по словам Максимова, относится к именам Устин, Пахом и Мартин.
"Это же, если мы говорим о русских людях, можно сказать и об именах Радомира, Пересвет и Добрыня. Да, эти имена не связаны с православной традицией, но они давно существуют в русском языке, и если родители не считают должным следовать православной традиции в выборе имени для ребенка, то никто их за это не вправе осудить. Более того, они спокойно могут покрестить ребенка в церкви и дать ему имя в соответствии со святцами. Но такое имя будет неофициальным, и не факт, что имеет смысл так осложнять жизнь своему ребенку", - сказал антропонимист.
Наконец, Максимов выделил тип родителей, которые решают не обращаться к многовековому опыту и придумывают своим наследникам новые, никогда ранее не существовавшие имена. Говоря о них, эксперт допустил, что они со временем могут стать популярными, однако предостерег желающих: по мнению Максимова, удачно сочиненное имя - большая редкость. Дело в том, что такие имена массово возникают только в период масштабных изменений в культуре - например, как это произошло с возникновением христианства и ислама.
"В обычное же время большинству таких имен суждено оставаться в единственном экземпляре. И далеко не всегда дети благодарят родителей за их "творчество", - заключил эксперт.
В Госдуме предложили проводить в школах уроки отцовства
Обсудить
Рекомендуем