МОСКВА, 5 фев — РИА Новости. Традициям употребления спиртного в разных странах посвящена "Краткая история пьянства от каменного века до наших дней", вышедшая на русском языке в издательстве "Альпина нон-фикшн". Автор — британский писатель Марк Форсайт. РИА Новости публикует отрывки из главы, посвященной России.
Русские традиции употребления спиртного автор изучает через личности правителей: больше всего его интересуют Иван Грозный, Петр I, Николай II и Сталин. "В 1914 году царь Николай II запретил продажу водки по всей России.
В 1918 году царь Николай II вместе со всей семьей был расстрелян в екатеринбургском подвале. Эти два события никак не связаны между собой", — отмечает Марк Форсайт. Однако позже вспоминает и о другом сухом законе, введенном в стране на излете советской власти.
"В не столь далеком 1985 году Михаил Сергеевич Горбачев развернул кампанию по борьбе с пьянством. В стране начиналась перестройка, генеральный секретарь под прицелом телекамер выходил к народу и общался с простыми людьми. Один из его собеседников пожаловался на дороговизну такого жизненно важного продукта как пиво. Генсек ответил, что пиво жизненно важным продуктом не является. Шесть лет спустя коммунистической власти в России пришел конец".
Репродукция картины Л. И. Соломаткина "Пирушка"
"Пить русские любят. И любят заставлять пить других. Эта тенденция уходит корнями глубоко в прошлое", — утверждает Марк Форсайт и приводит в качестве доказательств воспоминания посла Священной Римской империи в России, написанные в середине XVI века.
«
"Московиты — большие мастера заставлять других пить под застольные речи. Если больше поводов не находится, кто-нибудь встает и поднимает чашу за здоровье великого князя, и тут уж никто из присутствующих не смеет отказаться выпить до дна", — свидетельствовал посол.
Автор цитирует и описание традиционного русского застолья: "Предлагающий здравицу выходит на середину комнаты, обнажив голову, и объявляет, чего желал бы великому князю или прочим вельможам — счастья, побед, здоровья, — а у врагов их пусть останется в жилах столько же крови, сколько вина в его чаше. И, осушив чашу, он переворачивает ее себе на макушку, желая государю долгих лет".
Репродукция картины К.Е.Маковского "Князь Репин на пиру у Ивана Грозного"
Британец уверен, что этот обычай "дает русским беспрецедентную способность склонять других к пьянству". По его словам, у большинства народов употребление спиртного было занятием необязательным, запрещенным, предосудительным. Чаще всего этот вид "досуга" привязан к определенному месту или приурочен ко времени или событию. Соответственно, пьянства можно было избежать.
"Да, во многих культурах существуют тосты, обязывающие пить всех присутствующих, но обычно все сводится к паре бокалов в начале вечера", — отмечает исследователь.
«
"Но в России принуждение к употреблению крепкого спиртного — неотъемлемая составляющая бизнеса, дипломатии и политики", — подчеркивает Форсайт.
Описание русских алкогольных традиций автор начинает со времен Ивана Грозного. "На его пирах нередко сидели писцы, которые по его приказу фиксировали все, что спьяну говорили приглашенные. Наутро записанное зачитывалось вслух перед проштрафившимися, и те получали заслуженное наказание. Наказания были изобретательными — мягко говоря".
"Однако, пожалуй, самым жестоким издевательством было отправить еще выпивки вдогонку тем, кто только что отбыл с его пира. Привозили выпивку стрельцы — и строго следили за тем, чтобы каждый сосуд был тотчас же осушен до дна", — продолжает Форсайт.
«
Писатель вспоминает, как Грозный объявил все питейные заведения на Руси государевыми. "Так зародилась курьезная система спаивания народа властями. Хозяева кабаков состояли, по сути, на государственной службе".
Причем "о "добряке-трактирщике-душе-квартала" и речи не шло. Кабатчик был наемным служащим, задача которого сводилась к тому, чтобы выкачать как можно больше денег из населения. Власти готовы были принять любые законы, облегчающие продажу водки. Любого доброхота, ратующего за воздержание или предлагающего скоротать вечерок дома, брали под стражу".
Ассамблея при Петре I
Форсайт приводит воспоминания заезжего английского путешественника. "У государства возникала зависимость от доходов с продажи спиртного — то есть от алкогольной зависимости населения. В большинстве стран старались употребление спиртного в той или иной степени ограничить, борясь с криминогенной обстановкой, волнениями, распадом семьи и циррозом печени. У Российского государства все эти соображения перевешивал приток денег в казну".
"Рассказы о питейных привычках Петра I очень разнятся и очень мало похожи на правду, — указывает автор. — В одном говорится, что он выпивал пол-литра водки и бутылку хереса за завтраком, потом еще восемь бутылок, а потом отправлялся по делам. В другом приводятся те же цифры, только речь идет уже не о водке, а о бренди".
«
"Петр, исполин двухметрового роста, наверняка мог без ущерба для организма выпить гораздо больше, чем обычный человек".
Репродукция картины Бориса Кустодиева "Московский трактир", 1916 год
"Для начала он собрал потешную кумпанию — что-то вроде пьянствующей пародии на официальный двор. Участникам полагалось пить наравне с царем, что было нелегко. Собирались они в чем-то вроде клуба — на ассамблеях во дворце, вмещавшем 1500 гостей и ручную обезьянку Петра I, — и начинался каждый пир с череды здравиц под водку, чтобы все успели основательно надраться еще до того, как принесут яства", – отмечает автор.
А Николай II, введя запрет на продажу водки, погубил государство. Царю "пришлось выбирать между трезвостью и доходом, и, сломав 400-летнюю традицию, он обрушил монархию, опиравшуюся на зависимость населения от водки", — считает Форсайт.