Россию и Италию связывают проверенные временем отношения развитого торгово-экономического партнерства. В понедельник в Риме открывается XVI заседание Совета по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству, к которому впервые приурочен двусторонний бизнес-форум. О том, как развивается взаимодействие между РФ и Италией в условиях антироссийских санкций и что делают бизнесмены наших стран, чтобы укрепить свои позиции на рынке, в интервью корреспонденту РИА Новости Сергею Старцеву рассказал торговый представитель России в Италии Игорь Караваев.
— Игорь Евгеньевич, сегодня в Риме пройдет очередное заседание Совета по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству. Что вы ожидаете от этого события и какие прогнозы можете дать относительно ближайшего будущего торгово-экономических отношений между нашими странами?
— Совет является важнейшим инструментом институционального взаимодействия, диалога по линии правительств наших стран. Ежегодное проведение заседаний Совета является своего рода регулярной сверкой часов, необходимой, чтобы понять, куда мы движемся, как реализуются договоренности, где наблюдаются пробуксовки. Это подтверждение реальной взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества.
В этом году по очередности заседание Совета пройдет в Риме. Примечательно, что мы меняем формат мероприятия в соответствии с реальными потребностями наших экономик. Теперь к Совету на площадке МИД Италии будет приурочен бизнес-форум, который направлен на повышение информированности бизнес-сообществ о возможностях российско-итальянского взаимодействия. Это позволит более эффективно подходить к вопросу развития наших двусторонних отношений: тематика, отнесенная к повестке дня органов власти, будет обсуждаться с властью, а вопросы делового взаимодействия в соответствии со своими потребностями рассмотрят участники внешнеэкономической деятельности. Так необходимая информация придет к своему адресату, и мы сможем эффективнее контролировать реализацию достигнутых договоренностей и определять новые области взаимного интереса.
— Что изменилось в торгово-экономических отношениях между Россией и Италией за последнее время? Какова, в частности, ситуация с товарооборотом в уходящем 2018 году?
— Второй год подряд мы находимся на траектории уверенного роста товарооборота. При этом темпы прироста в денежном выражении двузначные: по итогам прошлого года наш товарооборот составил почти 24 миллиарда долларов, что на 21% больше, чем в 2016 году, а по итогам трех кварталов этого года прирост составляет уже 20%. Таким образом, к концу года мы ожидаем товарооборот на уровне 27-28 миллиардов долларов.
Естественно, такие темпы обусловлены возвращением к утраченным позициям после провала в 2014-2016 годах. Если мы более внимательно рассмотрим этот вопрос, то увидим, что пока мы отыграли только половину падения нашей торговли, ведь в 2013 году наш товарооборот составил 54 миллиарда долларов. Постепенно темпы роста будут замедляться. Однако это говорит нам только о том, что необходимо искать новые драйверы для получения взаимной экономической выгоды.
На мой взгляд, эту работу нужно начинать уже сейчас. Прежде всего необходимо сконцентрироваться на вызовах, которые будут определять развитие наших экономик в ближайшей перспективе. Большой пласт задач связан с разработкой междисциплинарных технологий, применимых в широком спектре отраслей. В частности, я имею в виду технологии, связанные с искусственным интеллектом, роботизацией, беспилотными системами, телемедициной, анализом больших данных и накоплением энергии. Замечу, что сегодня ни одна страна в мире не может достичь цифровых прорывов в одиночку. Здесь должны быть сконцентрированы наши усилия в ближайшее время для того, чтобы максимально увеличить экономические выгоды от нашего двустороннего сотрудничества.
Второе важное направление – это реализация совместных проектов в третьих странах с особым вниманием к инициативам российских и итальянских малых и средних предприятий по встраиванию в глобальные производственные цепочки. Мы завершаем процессы локализации производств на территории нашей страны, происходит насыщение, что выражается в снижении объемов инвестиций и импорта средств производства. Возникает необходимость запуска новых инициатив по продвижению совместных продуктов в третьи страны, чтобы отыграть снижение объемов двусторонней торговли. Такие инициативы уже запущены. Так, в 2019 году откроется первая экстратерриториальная особая экономическая зона в Египте. Это великолепная возможность для итальянских предприятий, желающих эффективно внедряться в весьма перспективный Ближневосточный регион.
— Санкционная политика США и ЕС в отношении России продолжается уже несколько лет. В ответ на эти меры Россия ввела свои контрсанкции. Как сегодня вы можете оценить влияние этих решений на торгово-экономические отношения между нашими странами?
— Безусловно, и экономика России, и экономика Италии ощущают на себе последствия данных явлений, что выражается в недополучении доходов и выгод от внешней торговли, сокращении рабочих мест, снижении темпов роста. Ведущие ассоциации итальянских предпринимателей Confindustria и Coldiretti постоянно призывают к отмене антироссийских санкций, оценивая потери от взаимных ограничений миллиардами евро.
Но хотел бы подчеркнуть другой аспект: у санкций, как у любого кризисного явления, есть и обратная сторона медали. Они явились стимулом к разработке других методов взаимодействия. Время показало, что политика санкций не в состоянии затормозить процесс российско-итальянского взаимодействия на всех уровнях.
Если мы просмотрим статистику нашей двусторонней торговли по товарным группам, то заметим изменившийся характер нашего сотрудничества: мы углубляем промышленную кооперацию. Растет импорт машин и оборудования, растут накопленные инвестиции из Италии в Россию. По моему мнению, именно на данном перспективном направлении мы должны прикладывать максимум усилий для получения взаимной выгоды.
— Политические силы, сформировавшие в этом году правительство Италии, всегда достаточно негативно отзывались о санкциях ЕС против России. Так, вице-премьер Маттео Салвини не так давно назвал их "экономическим абсурдом". Премьер-министр Джузеппе Конте отметил, что санкции не должны наносить невосполнимый урон российскому гражданскому обществу, а также малому и среднему бизнесу. Меняется ли что-то в этой связи с сфере реального торгово-экономического сотрудничества между нашими странами?
— Поскольку санкции наносят удар по экономике Италии, это, безусловно, не может нравиться руководству страны, которая недополучает доходы в госбюджет, имеет недозагруженные производства и рост безработицы. Поэтому заявления представителей итальянского правительства вполне объяснимы. С другой стороны, Италия является одним из государств-членов Евросоюза, что накладывает на нее определенные обязательства в рамках политики европейской солидарности. Самое важное, как я уже отметил, это нацеленность наших итальянских партнеров на развитие диалога, поиск новых путей, новых выгод в отношениях с Россией.
— Недавно глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев заявил, что европейские страны проявляют заинтересованность в инвестициях в РФ. Какие итальянские компании хотят начать или нарастить инвестиции в экономику России и в каких секторах? О каких конкретных проектах идет речь?
— Сегодня всем иностранным компаниям, готовым работать в нашей стране с максимальной локализцаией, предоставляются весьма широкие преференции. Для промышленных инвесторов в России созданы специальные режимы, соответствующие лучшим мировым стандартам. Гибкий подход реализован в отношении резидентов территорий опережающего развития, особых экономических зон, индустриальных парков и участников специнвестконтрактов.
Многие итальянские предприятия получают выгоду от трансформации нашей экономики. Если в начале были только единичные проекты, то сейчас уже локализованы производства гидравлических насосов (Termomeccanica Pompe), высоковольтных электродвигателей (совместно с итальянской компанией ASI Nidec), химической продукции, передовых материалов для облицовки зданий (Laminam) и так далее.
Открываются новые направления: все большее внимание уделяется вектору на экологизацию, развитие альтернативной энергетики и создание новых технологий в области обращения с отходами. Например, электроэнергетическая компания ENEL получила право на строительство двух ветропарков в Ростовской и Мурманской областях. Все это следствие правильных шагов, верной политики правительства России по улучшению инвестиционного климата в нашей стране. Иностранные инвесторы не будут инвестировать в неприбыльное дело.
Но инвестиционное сотрудничество – это дорога с двусторонним движением. Оздоровление экономики России позволяет нашим компаниям ориентироваться на новые рынки. Есть примеры успешных кейсов отечественных компаний и в Италии. Например, мы выходим на подписание соглашения о реализации совместного проекта по строительству в Риме тематического павильона по мотивам отечественного мультсериала "Маша и Медведь". Это, кстати, тоже один из показателей конкурентоспособности российских товаров.
— Итальянская одежда и обувь традиционно популярны у россиян. С 1 января 2019 года в РФ повышается НДС до 20%. Нет ли у итальянских компаний опасений относительно того, что из-за повышения налога подорожает и их продукция, что в итоге скажется на спросе?
— До настоящего времени не встречал подобных опасений. Важно понимать, что повышение НДС — это не некая импортная пошлина или иная мера таможенно-тарифного регулирования, направленная на повышение конкурентоспособности собственной продукции. Налог повышается для всех, кто работает на российском рынке. В этой связи не вижу каких-то предпосылок для серьезных структурных изменений на рынках одежды и обуви.
— Что является главным в деятельности торгпредства РФ в Италии в непростой ситуации, связанной с санкционным давлением? На чем вы делаете основной акцент?
— Наша главная цель – развитие российско-итальянских отношений, исходя из интересов экономики России. В рамках своей работы мы сконцентрированы как на поддержке российских участников внешнеэкономической деятельности по выходу на международные рынки, так и на создании благоприятных условий в Италии для таких участников путем переговоров с местными властями по решению проблемных вопросов и определению новых перспективных направлений взаимодействия.
Мы работаем по самому широкому спектру направлений — инвестиции, трансфер технологий, межрегиональное сотрудничество. Из последних реализованных кейсов по поддержке наших участников внешнеэкономической деятельности следует назвать уже упомянутый проект по открытию павильона по мотивам мультфильма "Маша и Медведь". Это наши инвестиции. Ведем сейчас проект по применению передовых разработок итальянских машиностроителей из аэрокосмического кластера Эмилия-Романья для создания беспилотных летательных аппаратов и в сфере автомобильного производства. Говоря о современных проектах в третьих странах, стоит назвать инициативу по созданию системы наблюдения за энергетическими сетями при помощи беспилотников.
Как видите, размах двустороннего сотрудничества широкий, и сотрудничество идет именно в сфере самых передовых технологий. Думаю, это даст позитивный эффект для экономик наших стран уже в ближайшем будущем.