Культура

"Светлое будущее за решеткой". За что любить московское метро

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 7 дек — РИА Новости, Анна Кочарова. В книге "Московское метро: Архитектурный гид" издательства "Кучково поле" и бюро ABC design искусствовед и культуролог Евгения Гершкович впервые попыталась проанализировать главные стили метро — от ар-деко до хай-тека. В интервью РИА Новости она рассказала, как советские архитекторы придумывали московские станции и почему нужно чаще спускаться в столичную подземку.

О памятнике эпохе

Московская подземка, как и ВДНХ, стала опытным полем для стилистических экспериментов и поиска языка, понятного народу. В других мировых столицах при строительстве метрополитенов не заостряли внимание на украшении интерьеров, декоре и внешних эффектах. Акцент делался преимущественно на функциональности и экономии.
У нас же метро с самого начала стало "витриной" государства, ареной демонстрации советского могущества, где не обошлось без желания пустить пыль в глаза буржуазным соседям. Это проявлялось прежде всего в огромных суммах, тратившихся на строительство и украшение станций. Взять хотя бы наличие центрального зала, мнимо бесполезного, не имеющего иного назначения, кроме как для совершения торжественного шествия и созерцания мозаичных, к примеру, сводов.
Такой планировки нигде больше нет — ни в Париже, ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке, там просто делали узкие перроны и переходы. В московском метро, продолжающем стремительно расти, до сих пор так и не появилось ни одной одинаковой станции.
«
Московское метро — это архитектурный ансамбль, памятник эпохе. В чем-то это и памятник абсурду: то и дело натыкаешься на нелепые "заплатки" времени.
Евгения Гершкович
автор "Архитектурного гида московского метро"
Например, на станции "Арбатская", когда поднимаешься вверх, над тобой вырастает зияющая пустота. Некогда там был огромный мозаичный портрет Сталина, который потом сбили и оставили чистую белую стену.
Вестибюли станций "Павелецкая" и "Курская" Московского метрополитена
Или, скажем, "Октябрьская" (кольцевая) — знаменитый проект архитектора Леонида Полякова, получившего за него Сталинскую премию. Станция — образец торжественной строгости и монументальности композиционного решения — в торце завершается небесно-голубым сиянием за ажурной оградой. Параллель со светлым будущим за решеткой провели тогда многие, лишь комиссия ничего не заметила.
Любопытная история связана с "Новослободской" (кольцевой). В торце — мозаика Павла Корина "Мир во всем мире", где босоногая мать поднимает младенца с воздетыми руками. Художник в материнском образе передал портретные черты жены архитектора Алексея Душкина, Тамары. Младенец же похож на самого Душкина.

О любимых станциях

Мне нравятся станции "Сокол" и "Электрозаводская". "Сокол" — безусловный шедевр, первая и единственная станция братьев Яковлевых, увы, малоизвестных архитекторов. Мистический образ создается с помощью кругов и дуг света, точно воронками, выхваченными из полумрака.
На "Электрозаводской" завораживает потолок и шесть рядов сферических кессонов со светильниками, будто это 318 солнц, зажженных одновременно. Цельный образ создает "Бауманская" — единственная работа в метро звездного зодчего Бориса Иофана, автора проекта Дворца Советов.
Вестибюли станций "Электрозаводская" и "Фонвизинская" Московского метрополитена
Надо сказать, что за время работы над книгой я еще больше оценила московское метро, часто воспринимаю станции эмоционально. Эти впечатления очень хорошо передают фотографии моего соавтора Алексея Народицкого, который не только сделал оригинальную съемку для книги, но и превратил ее в настоящий арт-объект.
«
Меня очень забавляют те, кто, напротив, даже гордятся тем, что в метро "не спускались двадцать лет", и все эти разговоры о том, что это "страшное место, глубокое подземелье".
Евгения Гершкович
автор "Архитектурного гида московского метро"
Московское метро достойно любви. Чтобы преодолеть чувство "подземности", и создавались эти безумные дворцы, как, например, та же станция "Комсомольская" кольцевой линии. Творение Щусева подавляло своей грандиозностью и великолепием любого, кто приезжал на северные московские вокзалы. Это должно было производить эффект сродни впечатлениям от средневековых храмов.
Вестибюли станций "Комсомольская" и "Марьино" Московского метрополитена
Наше метро создавали лучшие творческие силы. Первые станции делались в авральном режиме, без четкой программы и концепции. Стоит вспомнить знаменитую историю о том, как 1 марта 1934 года в мастерской архитектора Николая Колли раздался звонок: "Дорогие товарищи, надо делать станции метро". — "Срок?" — "Двадцать пять дней". — "Какую именно станцию?" — "Вам, товарищ Колли, "Кировскую". Вам, товарищ <…>, такую-то". — "Какого же рода станции надо делать?" — "Красивые станции".

Об эпохе экономии и новых станциях

В большом государственном проекте показная сторона стояла, несомненно, на первом месте. Золотые в буквальном смысле годы метро приходятся на прокладку кольцевой линии, где каждая станция "слагает гимн" победе, спорту, отдыху, ратному и сельскому труду.
"Обнаженные фото присылали со всей страны". Как делали модный журнал в СССР
Однако пришло время, и любители излишеств были пойманы с поличным. Хрущевские преобразования очистили метро от показной роскоши, уступившей место предельному аскетизму и камерности.
«
Стал появляться тип станций, который в народе прозвали "сороконожкой", поскольку потолок поддерживают два ряда колонн по 40 штук.
Евгения Гершкович
автор "Архитектурного гида московского метро"
Это похожие друг на друга, но все равно разные платформы "Беляево", "Первомайская", "Новые Черемушки", например. В попытке преодолеть однотипность создатели шли на ухищрения. Пусть таким легким, не всем заметным штрихом, как металлическая чеканка на технологических дверях путевых стен, зато с изображением ракеты, лесного зверя, башни Кремля или лунохода.
Вестибюли станций "Аэропорт" и "Тульская" Московского метрополитена
Из наследия эпохи модернизма я бы обратила внимание на проекты Нины Алешиной, автора очень многих станций и главного архитектора "Метропроекта" в 1970-1980-е годы. Именно она проектировала очень эффектную "Чертановскую", которая возводилась в 1983-м. Сама Алешина когда-то работала у Душкина на строительстве "Новослободской". И потом в память об учителе создала "Чертановскую", скомбинировав тонкоствольные колонны его "Автозаводской" с "древнеегипетскими" лотосообразными капителями его же "Кропоткинской".
Сейчас метрополитены разных стран мира стали более интересными. Например, в Канаде, Голландии обращают внимание на визуальный образ станций, появились весьма любопытные проекты. Современные московские станции мне не очень нравятся: они смахивают на торговые центры — и по материалам, и по визуальному оформлению.
Обсудить
Рекомендуем