Биография Михаила Барышникова

Читать на сайте Ria.ru

Российский и американский артист балета, танцовщик, хореограф и актер Михаил Николаевич Барышников родился 27 января 1948 года в городе Риге Латвийской ССР (ныне Латвия) в семье советского офицера.

C 12 лет учился в Рижском хореографическом училище.

В 1964 году поступил в Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой) в класс к педагогу Александру Пушкину, наставнику известного артиста балета Рудольфа Нуреева.

В 1967 году, по окончании училища, Барышников был принят в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), где вскоре стал ведущим солистом.

В театре он исполнял партии Базиля в балете Людвига Минкуса "Дон Кихот", Дезире в "Спящей красавице" Петра Чайковского. Барышников выступил первым исполнителем ролей Гамлета в одноименном балете на музыку Николая Червинского (1970), Адама в балете "Сотворение мира" на музыку Андрея Петрова (1971). Принимал участие в экспериментальных работах, исполняя партии Меркуцио в балете "Ромео и Юлия" Гектора Берлиоза (1969), Дафниса в балете "Дафнис и Хлоя" Мориса Равеля (1974) и другие.

Артистизм и хорошая техника вращений, прыжков принесли Барышникову золотые медали на международных конкурсах балета в Варне (1966) и Москве (1969).

За рубежом Барышников впервые выступил в 1970, находясь в Лондоне на гастролях с труппой Театра имени Кирова. Летом 1974 года во время гастролей в Канаде группы артистов из разных советских театров Барышников решил не возвращаться в СССР. Канада предоставила ему политическое убежище.

29 июля 1974 года он дебютировал в Нью-Йорке в спектакле Американского театра балета (АБТ) "Жизель", танцуя с бывшей балериной Кировского театра Натальей Макаровой, которая в 1970 году осталась на Западе.

В 1974-1978 годах Барышников стал премьером АБТ, где танцевал во многих классических балетах и в спектаклях современных хореографов.

В 1978 году известный хореограф Джордж Баланчин пригласил его в свою труппу New York City Ballet. Барышников выступал в балетах Баланчина "Аполлон" и "Орфей" на музыку Игоря Стравинского, "Блудный сын" Сергея Прокофьева, "Арлекинада" Риккардо Дриго и в некоторых постановках балетмейстера Джерома Роббинса. В 1980-1989 годах он был руководителем и солистом труппы Американского театра балета. Барышниковым была создана оригинальная хореография балета "Золушка" Сергея Прокофьева, редакция "Лебединого озера" хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова.

В 1990-2002 годах Барышников был режиссером и танцором проекта White Oak Dance Project ("Танцевальный проект "Белый дуб"), который он учредил вместе хореографом Марком Моррисом.

В 2005 году балетмейстер основал Центр искусств Барышникова (Baryshnikov Arts Center), в котором он стал художественным руководителем. В программах центра ежегодно участвую более 700 артистов, аудитория насчитывает свыше 22 тысяч зрителей.

Стремясь расширить свой репертуар, Барышников обращался к другим видам сценических искусств. В 1982-1987 годах он выступал в специально созданных для него телепрограммах "Барышников на Бродвее", "Барышников в Голливуде", "Барышников: танец и танцовщик". В 1989 году сыграл драматическую роль в спектакле "Метаморфозы" на Бродвее.

В спектакле хореографа Элиота Фелда Mr. XYZ (2003) он исполнял роль дряхлого старика с клюкой, который вспоминает о своей молодости, а в "Запрещенном рождестве" (2004) по сценарию грузинского режиссера Резо Габриадзе — роль сумасшедшего.

В 2011 году в Хельсинки Михаил Барышников сыграл главную роль в премьерном спектакле "В Париже", поставленном режиссером Дмитрием Крымовым по рассказам Ивана Бунина.

Среди его театральных проектов последних лет — моноспектакли "Бродский/Барышников" и "Письмо человеку".

В кино Барышников дебютировал в 1968 году в фильме-спектакле "Город и песня" (1968). Затем последовали фильм-балет "Сказ о холопе Никишке" (1969) и фильм-спектакль "Фиеста" (1971). В США за роль в картине "Поворотный пункт" (The Turning Point, 1977) он был номинирован на премию "Оскар". Барышников снимался в главных ролях в фильмах "Белые ночи" (White Nights, 1985), "Дело фирмы" (Company Business, 1991), "Кабинет доктора Рамиреса" (Cabinet of Dr. Ramirez, 1991). В сериале "Секс в большом городе" (Sex and the City, 2003-2004) он сыграл художника Александра Петровского.

В 2014 году он появился в небольшой роли в фильме "Джек Райан: Теория хаоса" (Jack Ryan: Shadow Recruit).

Барышников известен и как фотограф и коллекционер. В 2005 году в Москве прошла его фотовыставка "Мгновения". В декабре 2012 года в нью-йоркской галерее АВА открылась выставка арт-коллекции Барышникова "Искусство, с которым я живу", где представлено более 100 графических работ известных художников, таких как Наталья Гончарова, Сергей Судейкин, Жан Кокто и Рауль Дюфи.

Среди наград Михаила Барышникова — премия Вашингтонского Центра исполнительских искусств имени Джона Кеннеди (2000). Он был трижды удостоен премии "Эмми" (1979, 1980, 1989), а также специальной премии "Давид Донателло" (1978).

В 2010 году артисту было присвоено звание офицера французского ордена Почетного легиона.

В 2017 году получил престижную японскую премию в области искусства Praemium Imperiale.

В 2017 году он вошел число ста самых влиятельных людей столетия по версии журнала Forbes.

В 2017 году Барышникову, являющемуся гражданином США, сейм Латвии предоставил латвийское гражданство за особые заслуги.

Михаил Барышников женат на бывшей балерине Лизе Райнхарт, внучке известного немецкого театрального режиссера Макса Рейнхардта. В семье трое детей — Питер (1989 года рождения), Анна (1992 года рождения) и София (1994 года рождения). У балетмейстера есть дочь Александра (1981 года рождения) от актрисы Джессики Лэнг.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

"Бог танца" Михаил Барышников
Михаил Барышников родился 27 января 1948 года в Риге в семье офицера Советской армии.
1 из 18
Заниматься балетом Барышников начал в Рижском хореографическом училище, а позже переехал в Ленинград - учиться в Академии Вагановой. Его наставником стал Александр Пушкин - педагог Рудольфа Нуреева.
2 из 18
С 1967 по 1974 год Барышников танцевал на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр). Он исполнял ведущие партии в "Дон Кихоте", "Спящей красавице", "Ромео и Юлии", "Гамлете", "Дафнисе и Хлое".
3 из 18
Артистизм и хорошая техника вращений, прыжков принесли Барышникову золотые медали на международных конкурсах балета в Варне (1966) и Москве (1969).
4 из 18
За рубежом Барышников впервые выступил в 1970 году во время гастролей Театра имени Кирова в Великобритании. "Впервые я увидел современный танец в 1970 году во время гастролей нашего театра в Лондоне. Это было моей драмой, потому что это знакомство изменило меня самого", - вспоминал Барышников. Именно та поездка заставила танцора задуматься об эмиграции.
5 из 18
Летом 1974 года во время гастролей в Канаде группы артистов из разных советских театров Барышников решил не возвращаться в СССР. Канада предоставила ему политическое убежище, а затем он эмигрировал в Соединенные Штаты.
6 из 18
Артист дебютировал в США 29 июля 1974 года в спектакле Американского театра балета (АБТ) "Жизель", танцуя с бывшей балериной Кировского театра Натальей Макаровой, которая эмигрировала в 1970 году. Писали, что после окончания спектакля артиста вызывали на сцену 24 раза, скандируя "Миша! Миша!". В течение четырех следующих лет Барышников оставался премьером АБТ.
7 из 18
В 1978 году хореограф Джордж Баланчин пригласил танцора в свою труппу New York City Ballet. Барышников выступал в балетах Баланчина "Аполлон" и "Орфей" на музыку Игоря Стравинского, "Блудный сын" на музыку Сергея Прокофьева, "Арлекинада" на музыку Риккардо Дриго и в некоторых постановках балетмейстера Джерома Роббинса.
8 из 18
Американские СМИ в те годы писали, что, благодаря появлению в стране Барышникова, США становятся ведущей державой в области балета.
9 из 18
Новым витком в карьере балеруна стало приглашение возглавить труппу Американского театра балета. До Барышникова АБТ существовал как театр звезд, часто приглашенных из других стран. За девять лет Барышников создал постоянную труппу с кордебалетом, вырастил солистов из числа танцовщиков, а также поставил несколько спектаклей с собственной хореографией.
10 из 18
В 90-х годах Барышников уходит от классического балета и становится исполнителем танца-модерн. Совместно с хореографом Марком Моррисом они организуют коллектив White Oak Dance Project ("Танцевальный проект "Белый дуб"), который со временем трансформировался передвижную труппу с современным репертуаром.
11 из 18
После роспуска труппы "Белого дуба" Барышников основал собственный центр искусств, где молодые танцоры могли представить публике свои экспериментальные работы. Позже для начинающих артистов он создал труппу Hell's Kitchen Dance, которая сопровождала танцора во время его сольных выступлений.
12 из 18
Барышников обращался и к другим видам сценических искусств. В 80-е он выступал в сериях своих телепрограмм, посвященных Бродвею, Голливуду и танцу. Актер успешно проявил себя и на драматической сцене. На его счету спектакли "Метаморфозы", Mr. XYZ и "Запретное рождество", поставленные в США. В 2011 году в Хельсинки состоялась премьера спектакля "В Париже" по рассказу Ивана Бунина, а два года спустя в Манчестере Барышников и актер Уиллем Дефо представили спектакль "Старуха" по Хармсу. Среди театральных проектов артиста последних лет — моноспектакли "Бродский/Барышников" и "Письмо человеку".
13 из 18
Свои артистические способности Барышников с успехом опробовал и в кино. В США за роль в картине "Поворотный пункт" в 1977 году он был номинирован на премию "Оскар". Затем последовали съемки в фильмах "Белые ночи"(на фото), "Танцоры", "Дело фирмы", "Кабинет доктора Рамиреса", "Джек Райан: Теория хаоса". В одном из сезонов сериала "Секс в большом городе" он сыграл художника Александра Петровского.
14 из 18
Среди наград Михаила Барышникова – специальная премия "Давид Донателло", премия Вашингтонского Центра исполнительских искусств имени Джона Кеннеди, а также японская премия в области искусства Praemium Imperiale (на фото). Он трижды лауреат премии "Эмми" и офицер французского ордена Почетного легиона. В 2017 году Forbes включил артиста в число ста самых влиятельных людей столетия.
15 из 18
Михаил Барышников женат на бывшей балерине Лизе Райнхарт. У них трое детей: Питер (1989), Анна (1992) и София (1994). Также у балетмейстера есть дочь Александра (1981) от актрисы Джессики Лэнг.
16 из 18
Балетмейстеру принадлежат популярный русский ресторан "Самовар" в центре Нью-Йорка, который он открыл вместе с Бродским, а также специализированный завод по выпуску балетной одежды и обуви и марка духов Misha.
17 из 18
Барышников известен как фотограф и коллекционер. В 2005 году в Москве прошла его фотовыставка "Мгновения". В декабре 2012 года в нью-йоркской галерее АВА открылась выставка коллекции Барышникова "Искусство, с которым я живу", где были представлены более 100 графических работ известных художников, таких как Наталья Гончарова, Сергей Судейкин, Жан Кокто и Рауль Дюфи.
18 из 18
Обсудить
Рекомендуем