Онлайн-обучение — это дистанционное образование в «новой обертке»
Миф №1
Онлайн-обучение — это дистанционное образование в «новой обертке»
Существует распространенное мнение, что онлайн-образование ничем не отличается от давно знакомого
дистанционного. Поэтому на онлайн-обучение проецируют все недостатки, присущие дистанционному,
— отсутствие обратной связи «ученик — учитель» и контакта между учениками, ограниченный набор
обучающих инструментов, низкую эффективность по сравнению с очной формой и так далее.
Однако в связи с развитием цифровых технологий большинство этих проблем оказались успешно
решены. Современные средства телекоммуникации позволяют слушателям и преподавателям общаться
в режиме реального времени, а интерактивные инструменты значительно обогатили педагогический
арсенал. Наконец, появление несколько лет назад массовых открытых онлайн-курсов (
МООК) и общедоступных образовательных интернет-платформ превратило онлайн-обучение в
международную индустрию, в которой задействованы серьезные ресурсы и куда инвестируются значительные
средства.
Если брать мир в целом, то на сегодняшний день почти 70 миллионов студентов прошли обучение на
8 тысячах онлайн-курсов, созданных преподавателями более чем 750 университетов мира.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что онлайн-обучение — это не альтернатива,
а важная часть традиционного образования, отличная возможность получить новые знания и освежить
старые.
Миф №2
Россия отстает от других стран с внедрением онлайн-обучения
Миф №2
Россия отстает от других стран с внедрением онлайн-обучения
Это не так. Онлайн-обучение в России развивается не вдогонку, а наравне с общемировыми трендами:
онлайн-курсы активно встраиваются в систему высшего и средне-специального образования. Несколько
лет назад восемь ведущих вузов страны — МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ
и ИТМО — учредили Ассоциацию «Национальная платформа открытого образования» (
НПОО), предлагающую сотни онлайн-курсов по базовым дисциплинам, изучаемым в российских
университетах.
Наконец, в 2016 году Президиум Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию утвердил
приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» («СЦОС в РФ»), разработанный
Минобрнауки России. Целью проекта является создание условий для системного повышения качества
и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития
российского цифрового образовательного пространства.
В настоящее время в рамках реализации проекта «СЦОС в РФ» проходит апробацию и тестирование
информационный ресурс, обеспечивающий доступ к сотням онлайн-курсов по принципу «одного
окна». Согласно плану, к концу 2025 года более 11 миллионов россиян пройдут обучение с его
помощью.
В нашей стране только на платформе НПОО обучились в разное время более полутора миллионов человек.
Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Ирина Потехина во время выступления
в Совете Федерации сообщила, что в 2017 году более 240 тысяч учащихся страны прошли обучение
в онлайн режиме.
«Мы получаем знания в том месте, которое сами выбрали, но в то же время мы можем дополнять
их, проходя онлайн-курсы»
МИФ №3
Онлайн-обучение неэффективно
МИФ №3
Онлайн-обучение неэффективно
За последние годы в мире было проведено несколько крупных исследований, посвященных эффективности
онлайн-обучения. Часть исследователей пришли к выводу, что студенты, проходившие обучение
онлайн, имели более низкие результаты тестирования. Другие — что значимых различий в результатах
нет. Третьи — что смешанное обучение позволяет достичь более высоких образовательных результатов.
Надо отметить, что результаты во многом зависят от условий, в которых проходил эксперимент.
Кроме того, методика онлайн-обучения постоянно совершенствуется, растут качество онлайн-курсов
и мастерство педагогов. Согласно данным
исследования, проведенного учеными Высшей школы экономики в 2017 году, формат обучения
не влияет на результаты студентов. Но при этом студенты, обучавшиеся в онлайн-формате, при
прочих равных предпочитают традиционный или смешанный формат обучения.
Стоит понимать, что онлайн-обучение — это современный и мощный инструмент, но свою эффективность
он может показать только в руках опытного преподавателя, отлично разбирающегося в современных
технологиях. Очень многое зависит от того, качественно ли сделан онлайн-курс, насколько он
интерактивен и интересен, как выстроена система обратной связи между слушателями и преподавателем.
Важным фактором является и самодисциплина слушателя. Ведь никто — ни учитель, ни декан —
не стоит над душой с требованием подготовить конспекты или сдать контрольную работу. Впрочем,
некоторые дисциплины действительно могут оказаться сложными для прохождения только в режиме
онлайн, и для их изучения используется смешанное обучение.
Да, не каждый из слушателей онлайн-курса, начавших обучение, доходит до его конца. Но из
тех, кто все-таки проходит полный курс, успешно сдают экзамены почти 100% слушателей.
Что думают студенты российских вузов об онлайн-образовании?
В интернете можно найти массу самых разных онлайн-курсов. До недавних пор у потенциального слушателя
не было никаких гарантий, что выбранный онлайн-курс будет отвечать хотя бы минимальным требованиям
качества. Для решения в том числе и этой задачи по инициативе Минобрнауки России были запущены
ресурс «одного окна» и «Национальная платформа открытого образования». Отечественные онлайн-курсы,
включенные в программы высшего образования, созданы ведущими преподавателями лидирующих вузов,
а их содержание соответствует всем необходимым стандартам качества.
Все большую роль в оценке качества онлайн-курсов начинает играть экспертное сообщество, сами
слушатели и другие заинтересованные лица, например работодатели. На ресурсе «одного окна»
активно внедряется
модель оценки качества онлайн-курсов. Она предусматривает не только их обязательную проверку,
но и целый ряд дополнительных экспертиз. Все эти оценки формируют общий рейтинг онлайн-курса,
который помогает слушателю сделать выбор.
МИФ №5
Онлайн-обучение – платное и дорогое
МИФ №5
Онлайн-обучение – платное и дорогое
В реальности, бесплатного образования не существует в принципе. Бюджетные места оплачиваются
государством. Что же касается онлайн-обучения, то ситуация здесь простая: основная масса
онлайн-курсов абсолютно бесплатна. В частности, те, которые размещены на отечественных платформах,
созданных и работающих при поддержке Минобрнауки России — НПОО и ресурсе «одного окна». А
вот проверка полученных знаний и их сертификация — платная услуга.
Но здесь слушатель волен выбирать сам — нужен ему документ, подтверждающий полученные знания,
или нет.
«Если ты можешь учиться в онлайн-формате, ты точно также сможешь работать дистанционно на
любых проектах, которые предлагают компании»
Добавим, что в начале 2018 года Правительство РФ опубликовало план мероприятий по направлению
«Кадры и образование» программы «Цифровая экономика». Согласно этому документу, государство
планирует всячески
поддерживать освоение детьми и взрослыми ключевых компетенций цифровой экономики.
Что же касается студентов вузов или ссузов, то онлайн-обучение для них — всего лишь одна из форм
освоения предмета или дисциплины. Любой студент может не только совершенно бесплатно пройти
интересующий его онлайн-курс от ведущих университетов страны, но, в случае успешного завершения
обучения, перезачесть результаты в своем вузе в рамках образовательной программы. Информация
о возможности такого перезачета отображается в паспорте онлайн-курса на ресурсе «одного окна»
или НПОО.
МИФ №6
Документ об онлайн-образовании не котируется на рынке труда
МИФ №6
Документ об онлайн-образовании не котируется на рынке труда
Оговоримся сразу, что о получении в онлайн-режиме полноценного средне-специального или высшего
образования речь не идет. Онлайн-обучение никогда не сможет полностью заменить традиционное
образование, а компьютер не заменит труд педагога. Что же касается дополнительного образования
и профессиональной переподготовки, то здесь онлайн-обучение шагнуло далеко вперед.
После прохождения онлайн-курса и сдачи экзамена слушатель получает цифровой сертификат —
документ, подтверждающий полученные знания. Понятно, что для любого специалиста важно, чтобы
работодатель мог оценить не только его базовое образование и опыт работы, но и полученные
им дополнительные компетенции и навыки. Сегодня многие популярные соцсети предусматривают
такую возможность. Например, соцсеть для профессионалов LinkedIn автоматизировала добавление
в профиль пользователя сертификатов и дипломов о прохождении онлайн-курсов, а Facebook запустил
целую программу онлайн-курсов и сертификации по маркетингу и рекламе с использованием инструментов
социальной сети.
В случае с ресурсом «одного окна» разработчики предусмотрели отдельный модуль — цифровое
портфолио слушателя, где навсегда сохраняются результаты обучения на онлайн-курсах и полученные
сертификаты.
Что думают представители бизнеса об онлайн-образовании?
При онлайн-обучении нет обратной связи между учителем и учеником
МИФ №7
При онлайн-обучении нет обратной связи между учителем и учеником
В онлайн-обучении активно используются форматы видеоконференций, вебинаров, мессенджеры, электронная
почта, многочисленные интерактивные инструменты. Большим подспорьем выступают соцсети, где
слушатели могут создавать группы, общаться с преподавателями и друг с другом. Проще говоря,
с развитием цифровых технологий обратная связь — всего лишь дело техники. Было бы желание
общаться.
Хороший педагог стремится превратить студентов из пассивных получателей знаний в активных,
заставить их мыслить самостоятельно, научить работать в команде и грамотно отстаивать свои
идеи. Часто вокруг лучших онлайн-курсов формируются локальные сообщества слушателей и специалистов,
которые помогают улучшать онлайн-курс, развивают методику преподавания дисциплины, устраивают
дискуссии и делятся опытом.
Кстати, горизонтальные связи играют заметную роль в данном случае. Уже доказано, что сложные
темы легче усвоить, когда их объясняет студент, который сам только что изучил этот материал.
А «продвинутые» студенты получают уникальную возможность продуктивно пообщаться с единомышленниками.
Особенно она важна для студентов из регионов. Ведь в оффлайн-формате у них зачастую нет возможности
вести диалог с лучшими мотивированными студентами со всего мира.
МИФ №8
Онлайн-образование не обеспечивает проверки качества полученных знаний
МИФ №8
Онлайн-образование не обеспечивает проверки качества полученных знаний
Онлайн-обучение строится на доверии. Однако, как гласит народная мудрость, «доверяй, но проверяй».
В настоящее время разработаны и активно используются многочисленные системы «прокторинга»
— дистанционного контроля за прохождением экзаменов и аттестаций. Чаще всего эта система
предусматривает доступ к веб-камере, микрофону и рабочему столу экзаменуемого. Алгоритм программы
может определить попытку сдать экзамен посторонним лицом или сообщить наблюдателю, что сдающий
слишком часто смотрит в сторону и, вероятно, списывает.
При этом отпадает необходимость в поездках и очередях, снижается стресс от сдачи экзаменов
в незнакомой или некомфортной обстановке.
А в учебных заведениях сегодня активно внедряется институт тьюторов — персональных наставников,
помогающих студентам сформировать и реализовать индивидуальную образовательную программу,
в том числе освоиться с форматом онлайн-обучения.
МИФ №9
Онлайн-образование обесценивает профессию учителя
МИФ №9
Онлайн-образование обесценивает профессию учителя
Онлайн-курсы являются, в первую очередь, помощниками педагога. Они позволяют выйти за привычные
рамки, предоставив больше возможностей как учителям, так и ученикам. При этом эксперты отмечают,
что получить полноценное базовое профессиональное образование в онлайн-формате все-таки невозможно.
Однако организация онлайн-обучения в вузах и ссузах потребует от педагогов новых знаний
и умений — в области
разработки и
использования онлайн-курсов,
тьюторства, прокторинга,
экспертизы и так далее. Поэтому приоритетный проект «СЦОС в РФ» уделяет огромное значение
профессиональной подготовке преподавателей. В регионах России создано десять Центров
компетенции в области онлайн-обучения, где проходят профессиональную подготовку тысячи педагогов.
Профессиональная подготовка в Центрах компетенций ведется специалистами, имеющими многолетний
опыт разработки, производства и внедрения онлайн-курсов. Лекции читают преподаватели ведущих
вузов страны, а также привлеченные эксперты: представители ведущих платформ онлайн-образования,
лучшие практики, методисты и технические специалисты.
«Онлайн-образование – это возможность индивидуального общения с каждым желающим»
МИФ №10
Мода на онлайн-обучение скоро пройдет
МИФ №10
Мода на онлайн-обучение скоро пройдет
Сегодня средняя и высшая школы быстро и необратимо меняются. Вместо грифельной доски — интерактивные
панели, вместо учебников — планшеты, вместо учительских конспектов — база готовых сценариев
уроков и библиотека учебных материалов, вместо дневников и классных журналов — их электронные
аналоги. Замена части уроков и лекций самостоятельной работой с онлайн-курсами является гармоничным
продолжением глобального тренда. Да и что говорить, мир все больше уходит в цифру, а образование
становиться частью современной цифровой среды. По данным агрегатора Class Central, во всем
мире количество слушателей, которые освоили хотя бы один онлайн-курс, лавинообразно растет
— с 30 миллионов в 2015 году до 70 миллионов в 2017 году. Что же касается России, то по данным,
озвученным заместителем министра образования и науки Российской Федерации Ириной Потехиной,
только в 2017 году более 240 тысяч граждан страны прошли обучение на различных онлайн-курсах.
Благодаря инициативам, реализуемым государством в рамках программы перехода к цифровой экономике,
у россиян скоро появится возможность непрерывно учиться в течение всей жизни, постоянно повышать
уровень знаний и актуализировать навыки. Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием к
Федеральному Собранию, отметил насущность и неизбежность модернизации страны с помощью тех
возможностей, которые предоставляет технологическая революция. По его словам, «скорость технологических
изменений нарастает стремительно, идет резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую
волну, вырвется далеко вперед. Тех, кто не сможет этого сделать, она — эта волна — просто
захлестнет, утопит».