Эксперт: "Проект 5-100" следует продлить и расширить до 30 университетов

© РИА Новости / Вячеслав КоротихинСтуденты одного из московских вузов. Архивное фотоСтуденты одного из московских вузов. Архивное фото

С 2012 года в России реализуется государственная программа поддержки крупнейших российских вузов "Проект 5-100". Цель этой программы — повысить престижность российского высшего образования и вывести не менее пяти университетов из числа участников проекта в сотню лучших вузов трЕх авторитетных мировых рейтингов. Насколько реалистична эта задача? Каковы современные тенденции развития университетов в мире? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия Сегодня" рассказал член международного экспертного совета "Проекта 5-100", исполнительный президент Китайского общества стратегий развития образования, директор Института экономики образования Пекинского университета (Китай), профессор Минь Вэйфан.

- Господин Минь, каковы сегодня наиболее заметные тенденции в развитии университетов и высшего образования в мире?

— С начала 21 века развитие высшего образования в крупнейших странах характеризуется расширением приема в вузы. Увеличение численности студентов, в свою очередь, привело к диверсификации и дифференциации высших учебных заведений.

Для повышения международной конкурентоспособности многие страны избрали в качестве стратегии национального развития политику отбора и поддержки ведущих университетов, чтобы превратить их в учебные заведения мирового класса с преподаванием научных дисциплин на образцовом мировом уровне.

Заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец
Голодец: проект "5-100" качественно изменил высшее образование в РФ
Например, в то время как в США и Великобритании работа по развитию университетов продолжалась в обычном порядке, такие страны, как Япония, Германия, Китай и Россия запустили в этой области новые проекты. Многие страны приступили к созданию университетов мирового класса, чтобы сделать их ключевым компонентом национальной инновационной системы, воспитывать таланты и добиваться первоклассных научных достижений.

- Какие изменения и реформы требуются для того, чтобы университет мог войти в число лучших в мире?

— Необходимы структурные реформы – нужно наладить должным образом управление, гарантировать академические свободы, уравновесить полномочия представителей управленческого и научного звена, создать атмосферу научного поиска, обеспечить достаточные стимулы как для привлечения лучшего международного профессорско-преподавательского состава, так и для повышения квалификации местных кадров.
Также необходимо предоставить университетам большую автономию, одновременно укрепляя их управленческий потенциал, и поддерживать их способность справляться со своими денежными обязательствами. Правительства продолжают вкладывать в университеты средства, но университеты должны развивать и другие источники финансирования.

- Какие основные факторы определяют успех университета в рейтинге?

— Это ученые мирового уровня, первоклассные научные достижения, успешные выпускники, высокий уровень услуг, способствующий экономическому и социальному развитию региона и страны в целом.

- Можно ли эффективно использовать и адаптировать зарубежный (в частности, британский) опыт для развития высшего образования в России?

— России, конечно, есть чему поучиться у других стран, но она не должна копировать их модели развития высшего образования, поскольку у неё совсем другой исторический, культурный и институциональный опыт.

Выпускники университета после церемонии вручения дипломов
Ханс де Вит: Проект 5-100 в РФ не должен ограничиваться 2020 годом
- Болонская декларация фактически предусматривает создание единого европейского образовательно пространства. Должно ли участие в Болонском процессе привести Россию к созданию системы высшего образования по "европейскому" образцу?

— Нет. Россия может принять участие в этом процессе, но ей следует сохранить свою культурную идентичность, равно как и систему высшего образования с российскими чертами.

- Одна из целей "Проекта 5-100" — вхождение не менее пяти российских университетов в сотню лучших вузов мира к 2020 году. Как вы оцениваете реалистичность этой задачи?

— Это достижимо, но необходимо и впредь оказывать поддержку университетам в рамках этого проекта.

- В чем Вы видите преимущества, сильные стороны российских университетов?

— У российских университетов славное прошлое, они стоят на крепком научном фундаменте, но им необходимы структурные реформы, более существенная поддержка, а также более интенсивное развитие международных обменов и сотрудничества.

Здание Министерства образования и науки РФ
Минобрнауки о вузах Проекта 5-100: хорошо продвигаются, но нужно “бежать”
- Насколько российское образование сегодня привлекательно для иностранцев?

— Оно котируется очень высоко, особенно в среде китайской молодЕжи, но главное препятствие – это язык.

- Повлиял ли на привлекательность российского образования "Проект 5-100"?

— В ходе осуществления проекта значительно поднялся академический уровень некоторых российских университетов. Это действительно помогло повысить привлекательность некоторых российских университетов для иностранцев.

- Нужно ли, на Ваш взгляд, продлевать сроки проекта (например, до 2025 года) или расширять состав его участников (например, до 30 университетов)?

— Приведение университетов к мировому уровню – длительный процесс. Я думаю, проект следует продлить до 2030 года. Россия — огромная страна, ей необходимо иметь больше университетов мирового класса. Поэтому следует увеличить число включённых в проект университетов, по крайней мере, до 30. Стране нужна более амбициозная программа развития высшего образования. Я желаю России всяческих успехов в развитии высшего образования.

Образование
Комментарии
1 пользователь оставил 1 комментарий
В ЦК КПК был такой Минь Вэйфан. не он ли советует нам как повысить рейтинг наших вузов? То-то обрадовался бы Г.А. Зюганов...

Помнится, что г-да Ливанов и Аузан утверждали не так давно, что нам требуется 70 "хороших вузов", а остальные - то есть "плохие" - должны доучивать бакалавров. Так сколько же вузов должны получать допфинансирование: 5, 15, 30, 70? Кстати, г-жа О.Ю. Васильева говорила месяц назад, что 15 - это "много".
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена