Важность автомобильных дорог для экономики, социального развития страны и решения глобальных стратегических задач трудно переоценить. На создание современной, надежной и комфортной транспортной инфраструктуры направлен национальный проект "Безопасные качественные дороги", запущенный в 2019 году и охвативший 84 региона.
За время реализации инициатива показала высокую эффективность, став хорошим примером совместной работы федеральных и региональных структур. Так, по данным Минтранса, с 2019 по 2024 годы было отремонтировано, реконструировано и построено свыше 100 тысяч километров региональных и местных автодорог. При этом масштабные работы по обновлению дорожной сети продолжатся по новому нацпроекту "Инфраструктура для жизни". Дорожникам предстоит к 2030 году привести федеральные трассы и дороги в городах к показателю 85% соответствия нормативам, а региональных – 60%.
Опорные дороги
Понятие "опорная сеть автомобильных дорог" впервые было закреплено в российском законодательстве в 2023 году: соответствующий закон подписал президент РФ Владимир Путин. Сегодня общая протяженность таких дорог составляет 140,5 тысячи километров, из которых 66,2 тысячи километров – федерального значения и 74,3 тысячи километров ― регионального или межмуниципального значения.
"В опорную сеть входят дороги, которые обеспечивают бесперебойную транспортную связанность и единство экономического пространства России. Это важные трассы, соединяющие столицу региона с административными центрами муниципальных районов, ведущие к многосторонним автомобильным пунктам пропуска, а также к крупным промышленным предприятиям или кластерам", - указал вице-премьер Марат Хуснуллин, слова которого приводятся на сайте правительства.
Хуснуллин сообщил, что по национальному проекту в текущем дорожно-строительном сезоне уже обновлено 1380 километров региональной опорной сети автомобильных дорог. До конца 2024 года общая протяженность таких участков составит более 3,5 тысячи километров.
В свою очередь, министр транспорта Роман Старовойт отметил, что развитие автомобильных дорог, входящих в опорную сеть, остается в числе стратегических задач дорожного хозяйства.
"Именно эти дороги формируют транспортный каркас страны. По итогам 10 месяцев 2024 года доля автомобильных дорог регионального значения, входящих в опорную сеть и соответствующих нормативным требованиям, составляет 70,67%, что уже превышает плановое значение 2024 года", – приводятся слова министра на правительственном сайте.
Директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин указал, что по опорной сети выполняется основная масса грузовых и пассажирских перевозок, поэтому основная цель – держать эти дороги в нормативном состоянии, предусматривающем совершенно конкретные технические параметры.
"В этом направлении мы видим огромный успех нацпроекта "Безопасные качественные дороги": всеми участниками – ФОИВами и регионами была проведена огромная работа. Главное, удалось наладить на очень высоком уровне системное администрирование по планированию, выполнению дорожных работ и контролю их качества", - рассказал Блинкин РИА Новости
Однако, по словам эксперта, "хороших дорог никогда не бывает достаточно", поскольку потребность в них растет по мере развития экономики. И задача нового нацпроекта "Инфраструктура для жизни" продолжить эту нужную работу, в частности – по переводу двухполосных дорог в четырехполосный формат.
"Тенденция позитивная, все механизмы отработаны, необходимые меры правительство принимает. Поэтому теперь все будет зависеть от приоритетов и возможностей финансирования", - заключил Блинкин.
Дороги для жизни
Член Общественной палаты Московской области, зампредседателя комиссии по развитию транспортной инфраструктуры и дорог Валерий Мамчур в беседе с корреспондентом РИА Новости подчеркнул, что современные дороги должны создавать новые возможности для граждан, бизнеса и территорий. Поэтому для работ по дорожному нацпроекту был взят многолетний опыт, и на его основе выработаны четкие нормы, которым дороги должны соответствовать: это требования по ширине, уклону, освещению, обслуживанию и т.д.
По мнению эксперта, одним из важных направлений по улучшению дорожно-транспортной инфраструктуры является правильная организация контроля качества. Для региональных и муниципальных властей это означает, что нужно не только найти подрядчика и освоить выделенные средства, но и проконтролировать его работу.
"Необходимо проводить контрольные замеры – та ли толщина покрытия, не обманули ли с качеством, тот ли материал был использован. Такие замеры должны делаться не в тех местах, которые укажет подрядчик, а в любом месте, где проводились дорожные работы", - уточнил эксперт.
По словам Мамчура, современная региональная дорожная сеть должна формироваться поступательно, исходя из приоритетов развития региона, интересов граждан.
"Каждый водитель, когда платит транспортный налог, задумывается о том, а по каким дорогам он ездит. Поэтому дороги должны соответствовать. Сегодня в регионе есть вопросы по своевременности обновления: некоторые участки дорог долгое время не ремонтируются, тогда как другие, и так идеально ровные, делают заново. Поэтому нужна реальная инвентаризация дорог, составление списки именно тех участков, где обновление необходимо в первую очередь. В этом может помочь общественный контроль", - продолжил эксперт.
Мамчур также высоко оценил результаты работ по нацпроекту в Московской области, где были приведены в нормативное состояние несколько проблемных участков. Он также призвал граждан быть более активными и неравнодушными: сообщать в Единую диспетчерскую службу, "Добродел" или Общественную палату Московской области о проблемах, недоработках, аварийно-опасных участках дорог, а также вносить свои предложения.
Видим результат
Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец
Одним из успешных кейсов обновления опорной сети дорог совместными усилиями нескольких регионов стала автодорога Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец. Дорога протяженностью свыше 330 километров соединяет четыре региона: Московскую, Тверскую, Ярославскую и Вологодскую области, связывает Северо-Запад и центральные регионы, позволяя уменьшить время доставки грузов потребителям и повысить эффективность распределения транспортной нагрузки на сеть федеральных автомобильных дорог.
Так, в Ярославской области за последние два года обновили более 50 километров этой трассы, из них 26 километров – в этом году. В следующем сезоне планируется отремонтировать еще более 20 километров до границы с Вологодской областью. Работы на объекте проводились комплексно: специалисты не только обновили дорожное полотно, но и привели в порядок 27 автобусных остановок. В Тверской области, где дорога является туристическим маршрутом в города Калязин и Сергиев Посад, отремонтировали участок длиной 7,3 километра. Покрытие дороги заменили на современное, отремонтировали съезды, укрепили обочины. В Вологодской области ремонтные работы были завершены еще в 2023 году, было обновлено 53,2 километра трассы. На объекте заменили слабое основание, уложили асфальт, укрепили обочины, нанесли разметку. Кроме того, на трассе появились 11 остановок общественного транспорта. Также были приведены к нормам 36,7 километра указанной трассы, проходящие по Московской области, где на сложных участках было установлено металлическое и тросовое барьерное ограждение.
Ольша – Велиж – Усвяты – Невель
В Псковской области в перечень объектов нацпроекта были включены участки трассы Ольша – Велиж – Усвяты – Невель, на которые поступали жалобы от автомобилистов. Трасса связывает Смоленскую и Псковскую области, обеспечивая грузовое и пассажирское сообщение. После ремонта были введены в эксплуатацию более 17 километров трассы, где дорожники обновили водопропускные трубы и существующий водоотвод, заменили асфальтобетонное покрытие, укрепили обочины. В целях безопасности движения на участках была нанесена разметка и заменено металлическое барьерное ограждение. Также были обновлены автобусные остановки. До конца года планируется ввод еще 22 километра трассы.
Аргудан – Александровская
В Кабардино-Балкарской Республике по многочисленным просьбам жителей была обновлена, входящая в опорную сеть, трасса Аргудан – Александровская, которая связывает сразу четыре муниципальных района республики и обеспечивает транзит с соседними регионами. Дорожные работы завершены на год раньше срока. Они включали ремонт (свыше 4 километров) и капитальный ремонт (12,5 километра). В процессе капитального ремонта трассу расширили с трех до четырех полос, а также установили осевое металлическое ограждение, сигнальные столбики и дорожные знаки. Кроме того, были заменены и отремонтированы все водопропускные трубы, а подверженный размыву участок автодороги защищен габионными конструкциями (металлические сетчатые каркасы, наполненные различными природными материалами). Поскольку трасса является транзитной с интенсивным движением большегрузных автомобилей, ее обеспечили специальным трехслойным асфальтобетонным покрытием.