Не только для детей: чем живет легендарный Театр кукол Сергея Образцова

Читать на сайте Ria.ru
Театр кукол имени Сергея Образцова готовит в 94 сезоне несколько премьер. Помимо привычных зрителю детских спектаклей в афише появятся постановки по Достоевскому и Гете. В последние годы театр переживает период обновления: созданы новые площадки для показа спектаклей и театрализованных представлений, реализованы давние мечты Сергея Владимировича – спектакли в Образцовпарке идут круглый год, открыл свои двери для публики Арт-клуб, а в афише можно найти постановки для малышей, подростков и для взрослой аудитории.
Директор театра Елена Булукова подчеркивает: театр кукол – не только детское развлечение, а дух эксперимента был заложен самим Образцовым.
– В этом году вы провели второй по счету фестиваль "Истоки". В чем было принципиальное отличие от первого, который прошел в 2022 году?
– "Истоки" – совершенно новый фестиваль, который был придуман и впервые проведен в год, объявленный у нас в стране Годом сохранения нематериального культурного наследия народов России. Театр кукол – один из древнейших видов искусства. Нам хотелось напомнить об истоках, показать особенности национальных культур. Мы сделали упор на эпос, народные сказания, легенды и на куклы, популярные у разных народов. Например, из республики Тыва к нам приезжал мастер пальчикового театра, был турецкий театр "Карагез" с популярными в Турции теневыми куклами.
Булукова Е.Н.
В 2024-м году мы обратили внимание на традиции регионов России. Например, из Иркутска к нам приехал спектакль "Праздник шишки". Все сибиряки знают, что такое "бить шишку", то есть собирать кедровые орешки. А нам это выражение незнакомо. Донецкий академический театр кукол привез спектакль "Скифские бабы". Это тоже локальная история, связанная с древними каменными статуями в степях Луганщины, Донецка.
– У театра есть "Образцовфест", тоже международный, с 2021 года проходит фестиваль детских любительских коллективов "Образ". Чем они отличаются от "Истоков"?
– "Образцовфест" проходит уже больше 20 лет. На этом фестивале мы показываем лучшее, что происходит в мире играющих кукол. Мы стараемся привезти спектакли, которые интересны зрителю, без жанровых и географических ограничений.
«

В фестивале "Образ" принимают участие любительские региональные детские коллективы, которые нуждаются в поддержке.

В России довольно много детских студий, одни работают при театрах, другие – независимые и создаются энтузиастами. После первого фестиваля все они писали нам, что поездка в Москву привлекла на местах внимание и к их работе, и к театру кукол. В 2024-м году мы провели "Образ" в третий раз, это инициатива театра, театр организовал фестиваль своими силами. Хочу отметить, что это начинание поддерживает ведущий фестиваля – заслуженный артист РФ Александр Олешко.
Директор и главный режиссер Центрального театра кукол, народный артист СССР Сергей Образцов
– Насколько самобытно сегодня развивается искусство театра кукол? Много ли последователей традиций Сергея Образцова?
Говоря о традициях, заложенных Сергеем Образцовым, чаще вспоминают тростевые куклы. Но, на мой взгляд, играть в традициях Образцова – это не значит играть только тростевыми куклами. Он сам был экспериментатором, новатором, выступал с мягкими мимирующими куклами, сегодня их называют "маппетами", перчаточными куклами. Просто тростевую куклу он поднял до высокого театрального уровня, потому что она дала возможность театру ставить не только сказки и сатирические спектакли, но и романтическую героику. Если вы посмотрите спектакль "Волшебная лампа Аладдина", в котором впервые были использованы тростевые куклы художника Бориса Тузлукова, вы увидите, как прекрасный юноша Аладдин делает широкие жесты, обращаясь к Будур…
«

Образцов верил в поиск, в изменения, он понимал: если что-то живо, оно растет, развивается, меняется.

Неизменным остается только мертвое. Это же его слова: "Там, где сильны традиции, мертвы идеи". И мы с этим согласны. Традиции нужно сохранять, но не в застывшей форме, их нужно продолжать и развивать в новом ключе. И нам завещано экспериментировать, идти в ногу со временем и зрителем, быть, прежде всего, интересными зрителю.

Спектакль "Волшебная лампа Аладдина" - одна из самых старых и известных постановок театра

1 из 2

Спектакль "Питер Пэн и Венди", премьера 2022 года

2 из 2
– Сейчас театр как раз и переживает период обновления. В том числе, вы запускаете Международную школу кукольников имени Сергея Образцова – что это за проект, почему он необходим?
– При Сергее Образцове в нашем театре проводили стажировки для региональных художников, режиссеров и актеров. Между собой это неофициально называли даже "академией Образцова", хотя обучение не было образовательными курсами. Это была возможность совершенствоваться, обмениваться опытом. В свое время здесь работали педагоги и психологи. На предпоказы всегда приглашались учителя школ, а потом уже на спектакли приводили учеников. Сейчас хочется эту традицию восстановить.
«

С 2021 года у нас развивается методический центр, который занимается исследованием сегодняшнего поколения.

Например, прошла лаборатория с подростками, которая называлась "Накипело". Участники – подростки 12-15 лет – рассказывали драматургу и режиссеру истории, которые происходят с ними в школе, которые волновали их на самом деле. На основе собранного материала получилась пьеса. Продолжением проекта станет спектакль на наиболее обсуждаемые школьные темы.

Спектакль "Алисы в стране чудес" с участием музыканта Евгения Маргулиса

1 из 2

Мюзикл в куклах "Рождественская История", в главной роли - Ефим Шифрин

2 из 2
– Есть стереотип, что театр кукол – это развлечение для маленьких детей. А вы привлекаете подростков?
– Мы изучаем причины формирования такого мощного стереотипа, используем все возможности работать над формированием нового восприятия театра кукол как искусства для зрителей всех возрастов. Безусловно, мы работаем с детьми и сохраняем спектакли 0+, 3+, 6+.
«

Мы по-прежнему являемся тем местом, где ребенок знакомится с театром. И если мы испортим первое впечатление, то потом драматический театр уже не получит своего зрителя. Так что на нас лежит огромная ответственность.

Но репертуар формируют и вечерние спектакли. Театр развивается, реализуя стратегию кроссформатов: в одном спектакле могут гармонично взаимодействовать и куклы, и драма, и балет, и опера. Все это мы видим в наших актуальных работах и коллаборациях с Большим театром, с "Современником". Надо понимать, что сегодня высокая конкуренция за внимание зрителя — значит, мы должны выпускать интересные, качественные спектакли, быть конкурентноспособными на рынке, например, вечерних спектаклей Москвы, а это для нас новая и весьма непростая и невероятно интересная задача.
Спектакля "Я - Сергей Образцов" с Евгением Цыгановым в главной роли
– Расскажите о премьерах этого сезона – у вас есть проекты для самых маленьких и одновременно спектакли по Достоевскому, Гете и "Троя".
– Премьеры 2025 года у нас и разножанровые, и разновозрастные. Прежде всего, мы делаем спектакль совсем для малышей 0+ "Крем и Кекс" про двух собак. Он будет представлен в специально оборудованном арт-пространстве.
В ноябре мы ждем премьеру "Мухи-Цокотухи", которую делаем совместно со студией "Союзмультфильм". Спектакль будет интересен разной аудитории, с одной стороны, он с маркером 0+, но, с другой стороны, мы готовим зрителю большой подарок – это джаз-спектакль, в котором у кукол будут свои музыкальные номера на музыку Александра Цфасмана в исполнении Большого джазового оркестра под управлением Петра Востокова. Это удовольствие, конечно.
Премьера трагикомической "Турандот" в "Школе драматического искусства"
"Бедные люди" по Достоевскому – постановка для подростков. Этот материал заинтересовал Александра Артемовича Адабашьяна. Он выступает и как автор сценария, и как режиссер, и как художник. Это – премьера декабря.
Весной еще две премьеры. Первая – спектакль "Фауст". В прошлом сезоне у нас очень успешно прошла лаборатория хореографов, режиссеров и педагогов Егора Дружинина и Владимира Варнавы. В финале стало понятно, что наши артисты могут и готовы участвовать в пластических и танцевальных этюдах. Так появилась идея сделать пластический спектакль.
В мае мы ждем премьеру Екатерины Образцовой под рабочим названием "Троя". Это история о мечтателе Шлимане и его поисках Трои.
– В этом сезоне у вас запланирована и коллаборация с Музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко. Что это за постановка?
– В 93 сезоне у нас состоялись две коллаборации с театрами – "Современником" в драме и Большим театром (Камерной сценой) в опере. Сейчас с Музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко мы будем делать два балета Стравинского – "Петрушку" и "Жар-птицу". Театр кукол Образцова готовит кукол. Художник постановки – режиссер Виктор Никоненко, заслуженный художник России, лауреат Премии "Золотая Маска". Конечно же, в проекте участвуют артисты нашего театра.
«

Такое сотрудничество дает артистам новый опыт, позволяет им раскрываться и проявлять новые грани таланта, развивает профессиональные возможности и компетенции.

Пластическая лаборатория Егора Дружинина
Мне кажется, что сегодня нельзя замыкаться в одном направлении – это ограничивает возможности театра, сужает мировоззрение. Я за синтез. Любой синтез должен возникать не нарочито, а естественно, от потребности именно так выразить идею, мысль. Тогда произведение будет интересно зрителю, включать его в диалог, в эстетическое переживание.
– Нельзя не спросить о ваших знаменитых часах, которые находятся на реставрации. Когда они вернутся на фронтон театра?
– После обследования специалистами в целях безопасности мы сняли часы раньше, чем было запланировано. Их просто опасно было оставлять на фасаде здания из-за износа крепежей. Потом приступили к проектно-исследовательским работам. Непосредственно ремонтные работы начнутся в конце октября. Надеемся, что года хватит для того, чтобы привести механизм и фигурки персонажей в порядок и вернуть наши легендарные часы на их историческое место.
Награждения победителей театральной премии "Гвоздь сезона"
Обсудить
Рекомендуем