В десятый день месяца тишрей первого месяца еврейского календаря евреи всего мира отмечают Йом Кипур – День искупления и прощения (ивр. "кипур" – искупление, прощение, выкуп).
В 2024 году Йом Кипур начинается вечером 11 октября (за несколько минут до захода солнца) и заканчивается ночью 12 октября.
В основу еврейского года положены циклы луны и солнца. Именно по солнцу и отсчитывают дни, при этом день – это промежуток времени между его заходами.
В иудейской традиции Йом Кипур – самый важный из праздников, завершающий Десять дней покаяния, во время которых решается судьба человека на год вперед. Эти дни отсчитываются от Рош а-Шана (Рош ха-Шана) – еврейского Нового года, который в 2024 году отмечался 2-4 октября.
Праздник напоминает о событиях, которые произошли 33 века назад во время пребывания еврейского народа в Синайской пустыне (Египет). Тогда евреи тяжко согрешили, создав золотого идола и поклоняясь ему. Бог разгневался, хотел истребить еврейский народ и создать новый от пророка Моисея. Но Моисей поднялся на гору Синай и молитвой упросил Бога отменить приговор своему народу. В день Йом Кипура он вернулся и принес новые каменные Скрижали Завета (две каменные плиты, на которых были начертаны Десять заповедей) и радостную весть: "Простил Я по слову твоему!". С тех пор Йом Кипур стал днем прощения: "И да будет сие для вас вечным постановлением…
Пятикнижие (Тора) называет Йом Кипур субботой суббот. Иногда его также называют "Судный день". Его проводят в посте и молитве. Синагогу посещают даже светские евреи, которые не соблюдают других обычаев.
Йом Кипур – наиболее святой и возвышенный день. Евреи забывают о земных делах и полностью посвящают себя искуплению и очищению от совершенных грехов.
Чтобы прийти к Судному дню внутренне подготовленным, человек анализирует прошедший год, вспоминает свои прегрешения перед людьми и Богом.
Празднование Йом Кипура проводится по определенным законам. Перед его началом все просят прощения у друзей и знакомых, если обидели их словом или действием.
Накануне Йом Кипура принято давать щедрые пожертвования на благотворительность. В некоторых общинах совершают обряд искупления грехов "капарот". За сутки до наступления Йом Кипура или на рассвете кануна этого дня над головой осторожно вращают птицу (петуха – мужчины, курицу – женщины) и говорят: "Да будет это моим искуплением...". Эту птицу или ее стоимость отдают бедным. Если нет птицы, обряд можно выполнить вращением над головой денег, их также отдают бедным.
Перед праздником, примерно за час до захода солнца, устраивают последнюю перед постом обильную трапезу, она называется сеуда мафсекет (в переводе – "завершающая трапеза"). Традиционным ее элементом является бульон с "креплах" (пельменями), символизирующими приношения в Иерусалимском храме.
На столе должно быть много жидкого. Не рекомендуются жареные, очень соленые и сладкие блюда. Также принято подавать курицу с гарниром, картофельным пюре, салаты из свежих, вареных овощей, сладкие цимесы, компоты, соки, чай с кексом или печеньем.
Йом Кипур наступает за 18 минут до захода солнца. Хозяйки зажигают в домах свечи.
С заката солнца в канун Йом Кипура до появления звезд в следующий вечер евреи забывают о физических сторонах жизни. Тора предписывает "никакой работы не делать" и "изнурять душу", то есть соблюдать пять запретов: не принимать пищу и питье, не умываться, не умащивать тело, не носить кожаную обувь и не вступать в супружескую близость. Отменить эти запреты может только опасность для жизни.
Постятся все, кроме беременных женщин, больных и детей до девяти лет. С девятилетнего возраста их постепенно приучают поститься большую часть дня. Девочки старше 11 лет и мальчики старше 12-ти соблюдают пост наравне со взрослыми. Все одеваются в белое – символ чистоты.
В первый вечер и почти весь следующий день евреи собираются в синагогах, где произносятся специальные для этого дня молитвы.
В синагоге проводятся пять служб. Вечером – маарив (вечерняя), которая продолжается около двух часов. На следующий день проходят четыре службы, которые переходят одна в другую почти без перерыва. Утром – шахрит (утренняя), затем, до полудня – мусаф (дополнительная), во второй половине дня – минха (послеполуденная) и перед заходом солнца – неила (предвечерняя, произносимая только в Йом Кипур). Буквальный перевод слова "неила" – "закрытие", т.е. завершение всего процесса очищения и исправления.
После завершения Йом Кипура дома совершают краткую молитву – гавдала – разделяющую святое и будничное, и устраивают праздничную трапезу.
Израильские власти на Йом Кипур закрывают пограничные переходы, вводя "режим изоляции" палестинских территорий Западного берега реки Иордан и сектора Газа. На сутки также прекращается воздушное и морское сообщение Израиля с внешним миром. Внутри страны не работают учреждения и предприятия, магазины и рестораны, местные радио- и телеканалы прерывают трансляции, останавливается транспорт, включая частный. Тель-Авив становится единственным мегаполисом мира, где на сутки автомобили оказываются вне закона: светский Израиль катается на велосипедах. Первый транспорт здесь появится лишь по окончании праздника после захода солнца, когда записи в Книге Судеб уже будут сделаны.
Публичное нарушение Йом Кипур в Израиле (например, еда на людях, вождение автомобиля, разговор по мобильному телефону) считается неприличным даже среди светского населения.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников