МОСКВА, 26 авг — РИА Новости, Сергей Проскурин. Эстонская православная церковь (ЭПЦ) изменила устав. Сделали это под давлением властей, которые добиваются от религиозной организации скорейшего разрыва связей с Москвой. Придется нарушить каноны, но чиновников это не волнует.
"Подчиняемся напрямую президенту"
По итогам второй сессии собора ЭПЦ убрала из устава все упоминания о Московском патриархате, в канонической юрисдикции которого она находится.
В новой редакции, как следует из сообщения на сайте организации, закрепляется самостоятельность "в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских".
Решение приняли под давлением светских властей, которые еще осенью начали идеологическую борьбу с религиозной организацией. В конце марта в Москве состоялся съезд Всемирного русского народного собора (ВРНС), где специальную военную операцию провозгласили "священной войной".
А параллельно взялось за "воспитательную работу" внутри страны. Местных священников вызывали на допросы. Чиновники ездили по монастырям и рассказывали об "угрозах", которые несет "декларация" ВРНС. Глава МВД Лаури Ляэнеметс даже выдвинул ультиматум: ЭПЦ должна решить, разрывает связи с Московским патриархатом или нет.
© AP Photo / Czarek Sokolowski
Глава МВД Эстонии Лаури Ляэнеметс
Но позже стороны достигли консенсуса: договорились о диалоге и поступательном решении проблемы. "Мы часто слышим в наш адрес обвинения, — объяснял журналистам епископ Тартусский Даниил (Леписк). — Мол, мы напрямую подчиняемся либо патриарху, либо даже президенту соседнего государства (России. — Прим. ред.). Но мы уже сказали, что такого прямого подчинения у нас нет".
Поэтому, чтобы лишний раз не раздражать власти республики, духовенство и пошло на такой шаг — убрало из текста устава все упоминания о Москве. Оставили лишь одно — о томосе патриарха Алексия II 1993 года, по которому ЭПЦ стала самоуправляемой.
Полумеры не нужны
Однако МВД такой подход не удовлетворил. Ранее глава ведомства заявлял, что цель руководства страны — "положить конец как юридическим, так и религиозным узам подчинения Москве", поэтому правки показались ему недостаточными.
"К сожалению, в этом отношении все еще существуют сферы, вызывающие обеспокоенность, <…> даже это решение собора не может вступить в силу до тех пор, пока его не утвердит патриарх Кирилл. Уже один этот факт показывает продолжающееся влияние Московского патриарха", — пояснил Ляэнеметс.
Митрополит Евгений (Решетников)
Еще одним аргументом было то, что собор проходил под председательством (в онлайн-формате) митрополита Таллинского Евгения (Решетникова), которого в начале года выслали из страны по соображениям госбезопасности. "Несмотря на это, он остается официальным главой действующей в Эстонии церкви", — негодует министр.
В целом, продолжает Ляэнеметс, власти приветствуют усилия духовенства. Но "косметических" и "символических" мер недостаточно. Нужны явные шаги, свидетельствующие о намерении стать независимыми от Москвы.
Между молотом и наковальней
С новым названием тоже не все благополучно. Дело в том, что в Эстонии существуют две параллельные религиозные организации. Одна — уже упомянутая ЭПЦ. Другая — Эстонская апостольская православная церковь (ЭАПЦ).
Подконтрольная Константинополю и учрежденная не вполне каноническим путем, ЭАПЦ в 1990-е стала яблоком раздора. Дошло даже до короткого разрыва евхаристического общения между Московским и Вселенским патриархами.
Вид на церковь в Таллине
Но именно за ней в госреестре республики закреплено название "Эстонская православная церковь". Как пояснил в интервью глава ЭАПЦ митрополит Стефан, кроме его структуры, никакая другая не может использовать в официальных документах такое наименование.
Он также обратился к руководству ЭПЦ с "братским предложением": восстановить каноническую легитимность путем создания русского викариатства в составе ЭАПЦ. Однако ответа пока не получил.
Вряд ли духовенство пойдет на такой шаг. Ранее епископ Тартусский заявлял: ни прихожане, ни клирики не согласны на такое объединение. Как и на избрание нового лидера. Поводов для этого нет.
"Митрополит (Евгений Решетников. — Прим. ред.) <…> не совершал какие-либо церковные преступления, из-за которых мы могли бы сейчас сказать, что мы его уже не признаем своим предстоятелем. Он остается главой нашей <…> церкви", — подчеркнул архиерей.
Ранее вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечал: государство и церковь двигались по пути "небольших компромиссов", но чиновники могут выдвинуть более жесткие условия, чтобы скорее решить "русский вопрос". Видимо, то самое время пришло.