Всемирный день цирка

Читать на сайте Ria.ru
Ежегодно в третью субботу апреля во всем мире отмечается Всемирный день цирка (World Circus Day). В 2024 году этот день приходится на 20 апреля.
Этот праздник впервые прошел в 2010 году. С инициативой его ежегодного проведения выступили Европейская цирковая ассоциация (European Circus Assotiation) и Всемирная федерация цирка (Federation Mondiale du Cirque).
Дата была выбрана не случайно: в 2008 году именно в третью субботу апреля был впервые отмечен Европейский день цирка.
Европейская цирковая ассоциация была создана в 2002 году для объединения цирков Европы, а также для продвижения и сохранения циркового искусства и культуры как части европейского культурного наследия.
Всемирная федерация цирка была основана в 2008 году в Монте-Карло под патронажем принцессы Монако Стефании. Федерация является некоммерческой организацией, созданной для содействия развитию и сохранению циркового искусства и культуры.
Всемирный день цирка был учрежден с целью показа цирка во всем его великолепии и призван отдать должное вкладу циркового искусства в культуру народов мира. В праздновании принимают участие цирковые организации из многих стран, в том числе Австралии, Белоруссии, Венгрии, Германии, Испании, Италии, России, США, Франции.
Истоки возникновения цирка уходят в далекое прошлое. Выступления акробатов, жонглеров, дрессировщиков, комиков были известны еще в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии. В Древней Армении в амфитеатрах городов Тигранакерт и Арташат устраивались как театральные, так и цирковые представления, с начала нашей эры подобные представления были и в Грузии.
С XII века в Европе возникли школы верховой езды, которые готовили наездников, там же дрессировали лошадей для военных действий и для турниров. В этих школах проводились показательные выступления, которые постепенно переносились на городские площади, где с учетом специфики работы с лошадьми устраивались специальные круглые манежи.
Первый стационарный цирк возник в 1768 году в Англии. Его основал бывший военный Филип Астлей, ставший наездником. До 1770 года его представления состояли только из показательных трюков. Потом появился клоун, музыканты и другие участники его шоу. В 1779 году он построил здание крытого цирка – "Амфитеатр Астлея", которое имело все признаки современного цирка (куполообразная крыша, круглая форма зрительного зала, расположение манежа, оркестра и сцены).
В 1782 году в Париже (Франция) Астлей открыл амфитеатр (один из 19 стационарных цирков, которые он построил за свою жизнь). Астлей определил оптимальный диаметр цирковой арены – 42 фута (13 метров), который до сих пор используется в современных цирках.
В 1782 году бывший сотрудник Астлея Чарльз Хьюз ввел термин "цирк"(от лат. circus – круг).
К началу XIX века в Европе в стационарных и полустационарных цирках культивировались пышные зрелищные представления, приспособленные ко вкусам аристократии: искусство наездников и дрессировки лошадей, театрализованные феерии, прославлявшие конные маневры и сражения и т.д. В балаганах и на площадях давали представления акробаты, гимнасты, эквилибристы, клоуны-фигляры. С технической революцией трансформировались и множились аттракционы от "гонок по вертикальной стене" до "полета из пушки на луну", от "феерий на воде" до бурного всплеска новых возможностей "иллюзиона".
К началу XX века структура циркового представления кардинально изменилась. В стационарном цирке появились коверные клоуны и клоуны-дрессировщики. После введения страховочной сетки были усложнены трюки воздушной гимнастики, где возникло новое амплуа – "ловитор" (артист, страхующий и ловящий летящих партнеров), и впервые был исполнен номер "перекрестный полет". В искусстве канатоходцев пеньковый канат был заменен на более прочный металлический трос, что дало им возможность исполнять ложные акробатические пирамиды. Появился новый жанр: икарийские игры. Акробаты и гимнасты получили подкидную доску, увеличившую высоту прыжка.
Истоки русского цирка находились в выступлениях странствующих артистов-скоморохов, известных с XI века. В XVIII веке все большее распространение получили ярмарочные балаганы на народных гуляниях, где выступали акробаты, гимнасты, жонглеры.
В начале XIX века цирковые представления проводились в манеже графа Завадовского в Петербурге, было построено специальное здание для конных выступлений на Крестовском острове. В 1849 году в Петербурге открылся казенный императорский цирк со специальным отделением для подготовки цирковых кадров. В 1853 году был построен стационарный цирк в Москве на Петровке. В провинции работали передвижные цирки.
В декабре 1877 года в Петербурге состоялось торжественное открытие первого в России каменного здания, построенного с учетом цирковой специфики. Инициатива его постройки принадлежала итальянскому наезднику и дрессировщику Гаэтано Чинизелли, главе большой цирковой династии.
В РСФСР в 1919 году был подписан Декрет Совета Народных Комиссаров "Об объединении театрального дела", по которому все цирки страны стали государственными. В Советском Союзе они входили во Всесоюзное объединение "Союзгосцирк", созданное в 1957 году на базе Главного управления цирками. После распада СССР в 1992 году "Союзгосцирк" был преобразован в компанию "Российский цирк", а в 1995 году – в организацию федерального подчинения "Российская государственная цирковая компания" ("Росгосцирк").
Это самая крупная цирковая компания не только в Европе, но и в мире, она объединяет 36 стационарных цирков и пять цирков-шапито по всей России.
Такого количества стационарных цирков, как в России, нет нигде в мире.
В "Росгосцирке" работают около пяти тысяч сотрудников. Среди артистов российского цирка – сотни победителей престижных международных фестивалей и конкурсов.
Уникальная система "Росгосцирка", основанная на так называемом цирковом конвейере, сегодня представляет более 290 оригинальных цирковых номеров и аттракционов. Над их постановкой работают лучшие цирковые режиссеры, хореографы, композиторы.
В цирковых представлениях "Росгосцирка" задействовано 1,1 тысячи животных самых разных видов.
Артистические кадры компании пополняются выпускниками Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева (Карандаша), а также участниками любительских цирковых коллективов. Но главный источник кадров – цирковые династии, многие из которых работают уже более полутора веков.
Во Всемирный день цирка для его поклонников организуются карнавалы, шествия, цирковые представления, благотворительные акции, выставки детского рисунка, фотосессии и мастер-классы с участием артистов гастролирующих программ и др.
В России главными цирковыми событиями 2024 года станут четыре фестиваля, организатором которых выступил "Госгосцирк".
В мае в Сочи откроется II Международный инклюзивный цирковой фестиваль "Обыкновенное чудо необыкновенных детей", участие в котором примут дети с особенностями развития. Это мероприятие помогает сформировать толерантное отношение к особенным людям и повысить значение и роль циркового искусства в социально-творческой реабилитации детей.
В сентябре пройдет III Международный фестиваль циркового искусства "Без границ", в рамках которого на манеже цирка Чинизелли в Санкт-Петербурге выступят сильнейшие представители цирковой индустрии из разных стран. В 2023 году в мероприятии приняли участие 200 артистов из 16 стран мира: Китая, Японии, Мексики, Вьетнама, Казахстана, Киргизии и др.
В октябре на манеже Саратовского цирка состоится XМеждународный фестиваль "Принцесса цирка" – единственный в мире конкурс, который призван подчеркнуть роль женщин в уникальном и разнообразном искусстве цирка и выявить одаренных артисток из различных регионов России и других стран мира.
В декабре в Туле пройдет II Международный детский и молодежный цирковой фестиваль "На языке мира", который призван дать возможность юным дарованиям, начинающим свой путь в цирковом мире, продемонстрировать свои способности общественности и экспертам мирового уровня.
Кроме того, в Москве проходят два фестиваля, неизменно собирающих большое число участников, – Всероссийский цирковой фестиваль детского и юношеского творчества "Никулинская весна в Кузьминках" под эгидой Школы циркового искусства имени Ю.В. Никулина, в котором принимают участие детские самодеятельные цирковые коллективы, воспитанники организаций для детей-сирот, дети с особенностями развития, и Всемирный фестиваль циркового искусства "Идол" на базе Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского, в котором зрители могут увидеть лучшие цирковые номера, отобранные комиссией специалистов.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Обсудить
Рекомендуем