МОСКВА, 16 апр — РИА Новости, Сергей Проскурин . Знаменитое озеро хранит немало тайн. Одна из них — плиточные могилы. Таких в окрестностях Байкала много. На протяжении десятилетий ученые выдвигали разные версии их происхождения. Споры не утихают до сих пор.
Как шаман предсказал
У подножия или на склоне холма виднеется странное сооружение — прямоугольная оградка из высоких, поставленных на ребро плит. Торчит прямо из земли. Таких тут сотни.
Называют их ласково "двориками" или "маяками". А еще "чудскими" могилами. Кто воздвиг эти памятники и кто похоронен в них, достоверно неизвестно. А вот в местных легендах ответ есть.
Однажды великий "чудский шаман" предсказал: когда вырастет белая береза, придет "белый царь" и всех покорит. И как только в степях появилось заветное дерево, местные гордые племена, не желавшие склониться перед новым владыкой, соорудили огромные каменные саркофаги и похоронили себя под ними.
Плиточная могила на горе Бага-Заря, близ села Зарубино Джидинского района Бурятии
Так и возникли многочисленные "дворики" и "маяки". На первый взгляд — парадокс. Чудью издревле называли коренные народы Пермского края. Жили они тихо-мирно, слыли великими рудокопами и самоцветных дел мастерами.
Но потом внезапно исчезли. Выкопали ямы, поставили столбы, накрыли их крышами, положили сверху большие камни. Потом подрубили подпорки и заживо похоронили себя. Так и обитают с тех пор в подземном мире.
Похожее предание есть и у ненцев. Тамошние сихиртя — аналог чуди — в стародавние времена пришли на Ямал из-за моря. Вели уединенный образ жизни, охотились на диких зверей. И тоже — в какой-то момент — ни с того ни с сего пропали.
Потерянный след
Современные исследователи время от времени находят сооружения, внешне похожие на жилища загадочного народа. Например, в ямальской бухте Находка в 2011-м раскопали шесть небольших землянок, соединенных общей кровлей.
Тажеранская степь — реликтовый природный комплекс на территории Иркутской области между берегом озера Байкал на востоке и Приморским хребтом на западе
Есть подобные постройки на территории древних городищ в Соликамске и Кунгуре. Это соседние регионы. Но могла ли чудь уйти так далеко — в Восточную Сибирь?
Первыми забайкальские могильники обнаружили русские землепроходцы и рудознатцы на рубеже XVII-XVIII веков. А уже в 1735-м историк Герхард Миллер, автор знаменитой норманнской теории, отправился в степи с экспедицией — чтобы изучить диковинку.
Правда, ему не удалось толком ничего найти, кроме фрагмента человеческого черепа. Захоронения пострадали от рук бугровщиков — черных копателей и охотников за драгоценностями.
Раз так — значит, было что грабить. Более основательные исследования организовали в XX столетии. В 1920-х советский археолог Григорий Боровко классифицировал могильники как памятники скифского периода (1300-300 года до н. э.). Заодно дал название самой цивилизации — "плиточники".
Картина Николая Рериха "Чудь подземная"
В последующие годы все же обнаружили несколько нетронутых курганов. Содержащиеся в них артефакты поражали: ножи, долота и кельты; бронзовые котлы и керамическая посуда, все — первоклассной работы.
В 1970-х из нескольких ритуальных ям достали украшения — медные и бронзовые бляшки и подвески, височные кольца, бусы из аргиллита, стекла, бирюзы, сердолика и малахита. Попадались и золотые изделия.
Ну чем не мастеровитая чудь или рудознатцы сихиртя?
Вопрос открыт
Оказалось — нет. Наиболее вероятная версия другая. Цельных черепов сохранилось немного, но этого хватило.
Плиточная могила в Бурятии
Советские археологи Георгий Дебец и Илья Гохман доказали: это монголоиды. Средней высоты лицо сильно уплощено, слаб выступающий нос. Антрополог Михаил Герасимов даже создал портрет древнего обитателя байкальских степей.
Вопрос об этнической принадлежности "плиточников" по-прежнему дискуссионный. Есть гипотезы, что они были предками гуннов или тюркоязычных курыкан.
Но монгольская версия доминирует. Аналогичные погребения находят в степях к северу от Китая — где жили племена хунну. Император Цинь Шихуанди повелел некогда защититься от них Великой Китайской стеной.
Чудью же в современной этнологии принято считать группу финно-угорских племен — предков современных коми-пермяков, хантов и манси. Просто с течением времени самоназвания многих народов забылись, и этноним широко распространился. Так что чужак — будь он с севера или с берегов Байкала — стал "чудью".