Религия
"Извиняться необязательно". Главные заблуждения о Прощеном воскресенье

Протоиерей Ильяшенко: слова "прости меня" не должны быть чем-то "внешним"

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 17 мар — РИА Новости, Сергей Проскурин. У православных верующих — Прощеное воскресенье. В канун Великого поста все примиряются друг с другом. Хотя обряд весьма популярен, зачастую его трактуют неправильно. О расхожих стереотипах — в материале РИА Новости.

Даже оттепель не навредила

"Чин прощения", пожалуй, — самая трогательная из православных традиций. Именно с нее начинается Великий пост — время покаяния и самого строгого воздержания, когда верующие усиленно молятся, приводят в порядок мысли и чувства.
По воскресеньям вечером в храмах звучат покаянные песнопения. Священнослужители — в черном облачении. Гаснет свет, и собравшиеся подходят друг к другу со словами: "Прости меня!" Ответ: "Бог простит, и я прощаю. И ты меня прости!" Кто-то обнимается, у некоторых на глазах слезы.
В этот день церковь чтит одно из самых драматичных событий священной истории — "Воспоминание Адамова изгнания".
Первые люди, по Библии, ослушались Бога и вкусили плод Древа познания добра и зла. За это Господь изгнал их из Эдема. Так человек, согласно вероучению, стал смертным: подверженным многим болезням, добывающим "хлеб свой в поте лица". Все это — следствие первородного греха, который передается из поколения в поколение.
Адам каялся в содеянном. В Прощеное воскресенье духовенство призывает паству последовать его примеру.
Патриаршее богослужение в Прощеное воскресенье
Но со временем этот сугубо религиозный обряд стал популярным обычаем. В последний день масленичной недели и невоцерковленные люди просят прощения у своих друзей и близких.
Даже советская атеистическая пропаганда не смогла искоренить эту традицию. Хотя и очень старалась.
В хрущевскую оттепель, когда Масленицу возродили как "сугубо народный праздник", Прощеное воскресенье приобрело иной смысл: мол, в этот день нужно попрощаться с обилием блинов. Так прощение стало прощанием.

Последнее прости

Интересно, что в первые века христианства в какой-то степени так и было.
"Чин прощения сложился в палестинских монастырях приблизительно в V столетии. На весь Великий пост — вплоть до Пасхи — насельники удалялись в пустыню, чтобы остаться в полном одиночестве, наедине со своими мыслями", — объясняет настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря протоиерей Александр Ильяшенко.
Но многие могли и не вернуться: умирали от старости или болезни, становились жертвой диких зверей или разбойников. Понимая это, отшельники примирялись друг с другом перед долгим расставанием.
Тем самым иноки следовали одной из заповедей Христа: "Если вы не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших". Этот евангельский отрывок в Прощеное воскресенье читают во всех православных храмах.
Вообще, покаяние — одно из ключевых для христианства понятий. Ведь, как указывают святые отцы, всякий — даже младенец — причастен к первородному греху. Это приводит душу в "немирное состояние": человек не желает жить в мире и согласии с другими людьми. Значит, прежде всего надо изменить свое отношение к окружающим.
"При этом важно понимать, что это происходит посредством силы Божией. Человек слаб для того, чтобы справиться с грехами в одиночку. А Господь неизменно дает каждому шанс. Кроме того, изменение не должно быть чем-то внешним — не затрагивающим душу", — уточняет отец Александр.
В храме Христа Спасителя в Москве во время совершения богослужения с чином прощения
Поэтому внутренняя перестройка вовсе не означает простого "сокрушения о грехах". Ранние христиане относились к обряду очень серьезно и совершали его лишь раз — перед крещением, обязуясь больше не творить зла. А нарушение каралось изгнанием из Церкви.
В наши дни правило гораздо мягче: главный принцип — это прощение.

"Труднейший подвиг"

Казалось бы, ничего сложного: прости человека — и все наладится. Тем более не нужно гадать, когда это сделать, — в календаре есть специальной день.
Однако это вовсе не значит, что 17 марта можно "обнулить" людям все обиды, самому извиниться и разойтись до следующего Прощеного воскресенья. Церковь призывает совершать такое очищение постоянно. И чтобы напомнить об этом, священник во время каждой литургии выходит из алтаря к верующим и просит у прихожан прощения, а те отвечают ему тем же.
При этом популярный в народе обычай даже в Прощеное воскресенье уместен далеко не всегда.
Патриаршее служение в Прощеное воскресенье
"Довольно странно, если человек выйдет на улицу и станет извиняться перед каждым встречным. То же самое — и с церковной традицией: она имеет значение для тех, кого объединяет вера", — говорит протоиерей Александр Ильяшенко.
С родными и близкими все предельно ясно: взаимные грехи и обиды на виду, всегда знаешь, в чем виноват. Иначе с незнакомыми людьми. Например, человек не планировал участвовать в чине прощения, но зашел в храм именно в этот момент.
В таком случае он может совершенно спокойно пропустить этот обряд. Все, что совершается в Церкви, — дело добровольное.
"Но, если прихожанин твердо осознает, в чем виноват, и чувствует внутреннюю потребность покаяться в содеянном, он вправе сказать "прости меня" даже тому, кого впервые видит на службе", — добавляет отец Александр.
Для христианина важно, чтобы на душе было светло и радостно. Именно поэтому ему необходим "труднейший подвиг" покаяния.
"Думают, что так можно". Почему умерших поминают неправильно
Обсудить
Рекомендуем