Религия
"Больше не можем терпеть". Что начинается в Молдавии

Православные общины в Молдавии спорят о церковной юрисдикции

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 31 авг — РИА Новости, Сергей Проскурин. В Кишиневе разгорается скандал вокруг православных общин. Одни хотят перейти из юрисдикции Московского патриархата в румынскую, другие — сохранить верность РПЦ. Этим воспользовались власти, вписав все в антироссийский контекст. К чему приведет противостояние — в материале РИА Новости.

За лучшей жизнью

Глава Православной церкви Молдовы митрополит Кишиневский Владимир освободил от должности и запретил в служении четырех священников. За "неповиновение, <…> нарушение присяги, принятой при рукоположении", как говорится в официальном сообщении епархии.
Для возвращения в "лоно Церкви" им придется покаяться перед иерархом. Но опальные клирики с этим не спешат и считают свой поступок вынужденной мерой.
"Есть несколько причин, которые очень нас возмущают, но я думаю, что многие священники просто боятся об этом говорить. Церкви облагаются огромными налогами. <…> Мы практически брошены на произвол судьбы, у нас нет никакой поддержки, <…> ни медицинских страховок, ни гарантий от Пенсионного фонда", — рассказали священники журналистам.
Однако не критика разгневала руководство Кишиневской митрополии, а то, что в поисках лучшей жизни недовольные перешли в Бессарабскую митрополию. В каноническом смысле это означает предательство.
Дело в том, что в республике — две православные структуры. Одна — вышеуказанная Православная церковь Молдовы (ПЦМ). Ее история начинается с Кишиневской епархии, которая появилась в составе РПЦ в начале XIX века. А в 1994-м патриарх Алексий II выдал томос, наделяющий ПЦМ статусом самоуправляемой.
Другая — та самая Бессарабская митрополия, подконтрольная Румынской православной церкви (РумПЦ). Она возникла в 1918-м, когда Молдавия стала частью Румынского королевства. В 1940-м, по пакту Молотова — Риббентропа, территория отошла к СССР. Тогда же митрополия прекратила существование.
Высокопреосвященный митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир совершает Божественную литургию в храме Святого Великомученика Георгия в Кишиневе
Пятьдесят лет спустя в Молдавии провозгласили независимость. Началась острая политическая борьба: за сохранение суверенитета, с одной стороны, и за объединение с Румынией — с другой. Именно поэтому в 1992-м прорумынски настроенные политики и духовенство возродили Бессарабскую митрополию. Не без помощи церковного Бухареста.
Московский патриархат это не одобрил. Синод РПЦ запретил в служении главу "самопровозглашенной" епархии митрополита Петра (Пэдурару), бывшего своего архиерея. В республике начался тлеющий конфликт. За прошедшие 30 лет бессарабские священники не раз силой выгоняли молдавских из храмов — и наоборот. И обе структуры неоднократно жаловались "на дискриминацию" со стороны светских властей.
При этом на высшем уровне церковные Москва и Бухарест общались, оставляя неудобный вопрос за скобками. Патриархи, например, приезжали друг к другу.

Как у себя дома

Такому конфликтному соседству особого внимания не уделяли. Новый виток противостояния последовал после начала российско-украинского конфликта. Молдавская митрополия не делала однозначных заявлений, не выступала ни за, ни против одной из сторон.
Президент Молдавии Майя Санду
Неопределенность сыграла на руку светским властям, которые хотят добиться членства страны в Евросоюзе и первым шагом на этом пути считают сближение с соседней Румынией.
Именно поэтому политики во главе с президентом Майей Санду воспринимают подконтрольную Московскому патриархату структуру как угрозу безопасности: называют МПЦ "вотчиной русского мира", а ее священников — "агентами российского влияния".
Сама Санду не выступает открыто за слияние с Румынией, однако действия ее команды говорят об обратном. И, как оказалось, культурно-церковное направление играет здесь не последнюю роль.
В марте президент подписала закон о признании румынского языка государственным — вместо молдавского. "Те, кто пытался нас разделить, — прокомментировала она, — беспокоились не о лингвистике, а о том, как удержать Молдову в вечном национальном споре".
В конце июня в Кишинев с официальным визитом прибыл премьер-министр Румынии Марчел Чолаку. По итогам встречи политик признался журналистам: "У меня чувство, что я приехал домой. И не к старшему или младшему брату, а к брату-близнецу".
Назначенный премьер-министр Румынии Марчел Чолаку принимает участие в пресс-конференции во дворце Котрочень в Бухаресте
Спустя месяц молдавский премьер Дорин Речан ответно посетил Бухарест. Помимо прочего, принял участие в церемонии празднования дня рождения патриарха Даниила — главы РумПЦ. После состоялась приватная беседа.
Следом, 28 июля, в Кишиневе отпраздновали День гимна Румынии. Торжества финансировал румынский Департамент по связям с Республикой Молдовой. Это же ведомство ранее подписало протокол о сотрудничестве с патриархом Даниилом.

Неравные силы

Примечательно, что среди подписантов значился и митрополит Петру (Пэдурару) — глава Бессарабской митрополии. В Бухарестском патриархате отметили, что именно представители этой религиозной организации "разработали несколько проектов, касающихся продвижения духовной, культурной и национальной идентичности румын в Бессарабии".
И, кажется, к реализации одного из них священнослужитель уже приступил. В конце июня его духовная вотчина официально сообщила о готовности принять в юрисдикцию "всех клириков и верующих, желающих находиться под омофором церкви нации".
Также подчеркивалось, что "указы, данные Кишиневской митрополией (религиозной структурой российской принадлежности) о членах Бессарабской митрополии, не имеют никакой силы и <…> не влияют на <…> тех, кто приходит к Румынскому патриархату".
Патриарх Румынской православной церкви Даниил благословляет верующих у Патриаршего дворца в Бухаресте
Почти сразу же появилось новое воззвание — "О неканоничности структуры Русской церкви".
"Кишиневская митрополия, церковно-оккупационная структура Московского патриархата, продолжает дезинформировать общественное мнение, <…> искажая действительность. Эта ситуация обозначает имперские рефлексы, боязнь потерять влияние в обществе, непрозрачность правды <…> и неумение вести конструктивный диалог в интересах православия".
На первый взгляд, столь громкие заявления могут стать неплохим подспорьем для команды Санду. В целом ситуация напоминает ту, что сложилась на Украине: из двух церковных структур власти отдают предпочтение более лояльной, а вторую стараются ликвидировать.
Однако при детальном анализе становится ясно, что союзника президент выбрала крайне неудачно. Во-первых, Бессарабская митрополия насчитывает около 300 приходов — в четыре раза меньше, чем у Православной церкви Молдовы. Последняя вдобавок весьма популярна среди населения. К ней относят себя 70 процентов граждан.
Экс-президент Молдавии Игорь Додон
Во-вторых, консерватизм ПЦМ и ее нежелание порывать с Москвой находят отклик среди политиков. Экс-президент страны и председатель Партии социалистов Игорь Додон заявил: он и его сторонники будут поддерживать Православную церковь Молдовы — "единственную каноническую структуру", "мерило морально-нравственных ценностей".
Другой бывший лидер Владимир Воронин назвал атаки на Кишиневскую митрополию попыткой разрушить оплот государственности. В открытом письме он призвал "совместными усилиями не допустить вмешательства извне в священные для народа духовные ценности".
И Додон, и Воронин — оппозиция действующей власти. За ними — немалое число избирателей, с мнением которых правительство не может не считаться. По данным последних опросов, около 60 процентов респондентов выступают против присоединения к антироссийским санкциям и прекращения отношений с СНГ. Кроме того, уменьшается разрыв между рейтингами президента Санду и социалистического блока — 22 и 18,5 процента соответственно. Именно поэтому в ближайшее время развитие украинского сценария Молдавии не грозит.
"Скоро все изменится". В Прибалтике пошли на радикальные меры
Обсудить
Рекомендуем