МОСКВА, 13 фев — РИА Новости. Для верующих посмертное существование — совсем не загадка. Это или вечное блаженство, или вечные муки. Вопросу посвящено множество преданий. Чего ждать по ту сторону — в материале РИА Новости.
Испытание на прочность
В поисках ответа люди с давних пор приводили истории, описывающие посмертную жизнь. Самая известная появилась в X веке в Византии: "Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах".
Легенда повествует о том, как некоему Григорию — ученику преподобного Василия Нового — во сне явилась покойная служанка его наставника, Феодора. И поведала, что в смертный час человек видит потусторонние силы.
"Они подняли шум и крик: одни ревели как скоты и звери, другие лаяли как собаки, иные выли как волки, а иные хрюкали как свиньи. Все они неистовствовали, грозились, скрежетали зубами, как будто желая меня съесть; готовили хартии, в которых были записаны все мои дурные дела", — гласит предание.
Затем душа в сопровождении двух ангелов восходит "от земли на высоту небесную" — в рай. Но путь преграждает нечистая сила, которая сидит на 20 ступенях — мытарствах. Каждое посвящено определенному греху — лжи, зависти, скупости и так далее.
Испытания, согласно рассказу, продолжаются сорок дней. Если душа с ними не справилась, то "князи мытарств похищают ее, и, жестоко мучая, отводят на дно ада, и держат там в узах до Страшного суда Христова". Прошедшие до конца достигают вечного блаженства.
© Public domain
Мытарства блаженной Феодоры. Фрагмент гравюры
Каждому свое место
На Руси был свой аналог "Мытарств" — "Хождение Богородицы по мукам". Появился сказ примерно в XII веке.
После смерти и воскресения Христа Пресвятая Дева жила в Иерусалиме и каждый день ходила молиться на Елеонскую гору. Там однажды ей явился архангел Михаил и "повел лицезреть места, где мучаются грешники".
В одном были язычники, "пребывавшие в вечной тьме и скорби". Во втором в огненной реке тонули проклятые родителями и лжесвидетели.
В другой части преисподней "на раскаленных скамьях" мучились те, кто опаздывал на воскресное богослужение. Рядом, на железном дереве, за язык были подвешены клеветники.
В финале пораженная увиденным Богоматерь обращается к Господу и просит: "Владыка, прошу милосердия твоего для христиан". Господь соглашается и дарует грешникам облегчение на время "от Великого четверга до Троицына дня".
© Фото : Музей Прадо
Хосе де Рибера, "Воскрешение Лазаря" (1616 год)
Но, как и рассказ о Феодоре, "Хождение Богородицы" — красивая выдумка, говорят священнослужители. В самом Священном Писании о посмертном опыте повествует лишь сюжет с воскрешением любимого друга Христа — Лазаря из Вифании.
Был всегда мрачен
Согласно Евангелию, тот был болен и просил Спасителя об исцелении. Но Иисус, вместо того чтобы идти к нему, "пробыл два дня на том месте, на котором находился". И лишь когда Лазарь скончался, собрался в путь.
К моменту прибытия друг был мертв уже четыре дня. Иисус повелел отвалить камень от гробницы и громко воззвал: "Лазарь! Иди вон!" Очевидцы были поражены — закутанный в саван вышел из пещеры.
Но больше о Лазаре нет ни слова. Согласно ранним преданиям, друг Христов прожил еще 30 лет, стал епископом на Кипре. Все, кто его видел, утверждали: "Был он мрачен и почти никогда не смеялся". Что же увидел Лазарь там?
Строго говоря, церковь знает лишь, что душа человека бессмертна. А когда Господь вновь придет на землю вершить Страшный суд, все люди воскреснут в теле. Сюжеты, аналогичные "Мытарствам Феодоры", считаются религиозной мистикой.
© Depositphotos.com / sudok1
Коридор в больнице
Другое дело, что в XX веке подкрепили эти истории случаями из медицины. Пережившие клиническую смерть люди рассказывали, "как выходили из собственного тела", "чувствовали покой, умиротворение", "шли по темному коридору, в конце которого сиял свет".
Другие вспоминали вовсе противоположное — "необъяснимый страх", "жаркий огонь" и "кричащих от боли людей".
Ученые до сих пор не могут объяснить это. Одни говорят, что подобные свидетельства подтверждают реальность загробного мира. Другие списывают все на галлюцинации из-за нарушения обмена веществ. Но факт остается: опыт клинической смерти схож с тем, что описано в христианских преданиях.