Иудейский праздник Ту би-Шват ("Новый год деревьев") отмечается 15 числа месяца Шват по еврейскому календарю. По григорианскому календарю его дата ежегодно определяется отдельно. В 2023 году она приходится на вечер 5 февраля.
По еврейской традиции праздник принято называть "Рош аШана аИланот".
Название праздника напрямую связано с его календарным числом. Приставка "Ту" означает две буквы на иврите – "тэт" и "вав", обозначающие девять и шесть. Их сумма равна 15 – дате праздника.
Ту би-Шват начинает трехмесячную серию праздников, кульминация которых приходится на Песах (еврейская Пасха). Ту би-Шват – второстепенный еврейский праздник (это рабочий день), и один из четырех Рош аШана ("Новых годов"), упомянутых в ранних иудейских писаниях (Мишне).
В древности на 15 Швата происходило отделение десятины (десятой части) от полученного урожая. Десятину отдавали служащим иерусалимского храма, у которых не было своих земель, а также нуждающимся. Такой обряд считался своеобразным налогом на урожай.
Этот налог нужно было отдавать ежегодно, при этом запрещалось отдавать часть урожая прошлого года в счет будущего. Поэтому еврейские мудрецы определили праздник Ту би-Шват как границу между годами. К этому времени в Израиле проходят почти все дожди, и плоды, созревшие после 15-го Швата, считаются урожаем нового года.
Когда евреи покинули Израиль, Ту би-Шват стал считаться днем памяти благословенной израильской земли в еврейских общинах по всему миру. Евреи собирались вместе, чтобы отведать плодов Израиля. Но посреди зимы трудно достать свежие фрукты, поэтому их стали заменять на сухофрукты и варенье. С течением времени все больше евреев переселялось в страны с холодным климатом, и там, при виде голых, часто покрытых снегом деревьев, было трудно ощутить праздничную атмосферу, праздник Ту би-Шват забывался.
Только в XVI веке евреи, жившие в Цфате (город на севере Израиля), вспомнили о Ту би-Шват и дополнили его празднование обрядами с чтением Торы, молитвами и песнями. Они воспевали благословенную землю Израиля, единство людей с миром деревьев и всем живым. Для них этот день стал праздником, напоминающим о мистической связи еврейского народа с Землей Израиля (Эрец Исраэль). В этих же кругах возник обычай устраивать в этот день специальную праздничную трапезу – Седер Ту-Бишват, по аналогии с пасхальным седером.
Традиции Ту би-Швата велят выставлять на праздничный стол фрукты, сухофрукты, орехи и злаки, которые растут в Израиле и упоминаются в Торе. Это пшеница, рожь, маслины, инжир, гранат и пр. По одному преданию плодов и фруктов на столе должно быть семь – только те, что растут в Израиле. По-другому – их должно быть 15, по числу дня праздника – 15 Швата. Современные иудеи придерживаются мнения, что фруктов на Ту би-Шват много не бывает, и потому не ограничиваются семью израильскими.
Кроме того, из этих плодов готовят различные блюда: фруктовые салаты, штрудели, варенья, виноград в карамели, инжир в молоке, фруктовые и овощные запеканки, мясные рулеты с маслинами и курагой, пиццу с оливками, хлеб с сухофруктами и множество других угощений.
В современном Израиле Ту-Бишват ассоциируется, прежде всего, с высаживанием деревьев. В этих мероприятиях ежегодно участвуют тысячи людей. Этот обычай, возникший в 1884 году в начале массовой еврейской колонизации Израиля, в полной мере соответствует букве и духу еврейской традиции.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников