"Я три дня гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны".
Если вы волшебник и придумываете сказки, будьте готовы к тому, что герои оживут, придут в ваш дом и начнут действовать по собственному усмотрению, нарушая авторские замысел и покой. Не мешайте им, и тогда, возможно, произойдет "Обыкновенное чудо", как это случилось у режиссера Марка Захарова. Кино на все времена.
"А журавлики-кораблики летят под небесами, и белые, и серые, и с длинными носами! Смотри!"
Фильм Михаила Калатозова "Летят журавли", снятый по сценарию Виктора Розова, — единственная в истории отечественного кино картина, получившая "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля. Пронзительная и честная, она стала не только вершиной актерского, операторского и режиссерского искусства, но и вехой в жизни нескольких поколений.
"Пойми, главное — мы в Москве живем. А Москва —это большая лотерея. Здесь можно все выиграть".
Это сейчас "Москва слезам не верит" — энциклопедия советской жизни и общепризнанный хит. А когда картина вышла на экраны, кинематографическое начальство и критики отнеслись к ней с легким пренебрежением, как к еще одной банальной истории о "Золушке". Какой же неожиданностью для всех стал "Оскар" за лучший иностранный фильм.
"Нам песня строить и жить помогает, Она, как друг, и зовет, и ведет"...
Первая советская музыкальная комедия, первая самостоятельная режиссерская работа Григория Александрова, первая лирико-комедийная роль Любови Орловой — все сошлось в "Веселых ребятах". Снятый в голливудском стиле мюзикл о том, как пастух и домработница стали звездами Большого театра, снискал огромный успех на родине и получал призы за рубежом. Картину хвалил сам великий Чарли Чаплин.
"Так хочется быть красивой, я б тогда за всех обманутых девчат отомстила! Вот иду я красивая по улице, а все встречные ребята так и столбенеют, а которые послабей — так и падают, падают, падают и сами собой в штабеля укладываются!"
Искренней и обаятельной Тосе Кислицыной из фильма "Девчата" удалось-таки обойти всех записных красавиц и добиться внимания первого парня на деревне. После этой роли актрису Надежду Румянцеву зрители полюбили раз и навсегда, а иностранные газеты нарекли "Чарли Чаплином в юбке" и "русской Джульеттой Мазиной".
— Здрасьте, теть Зоя! Дайте, пожалуйста, ключ.
— У тебя же сегодня экзамен.
— Еще целых три часа. Мы пока с подружкой позанимаемся.
Режиссер Леонид Гайдай не любил анекдотов, не смеялся от веселых сцен и мог претендовать на звание самого мрачного из комедиографов. При этом он снимал уморительно смешные комедии. Мерило успеха для него всегда было одно — зритель. И публика отвечала взаимностью: "Операция "Ы", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука" неизменно становились лидерами проката.
— Дорогой Холмс, вы великий сыщик!
— Дорогой Ватсон, я всегда вам об этом говорю!
Гений дедуктивного метода в исполнении Василия Ливанова оказался так похож на привычного англичанам Холмса, что даже дочка Конан Дойла, посмотрев советскую экранизацию, воскликнула: "Папа был бы счастлив увидеть этого русского артиста!". За исполнение роли лучшего детектива всех времен актер получил Орден Британской империи. Безусловным фактором успеха фильма стал блестящий тандем Ливанова и Виталия Соломина: доктор Ватсон здесь впервые перестал быть тенью главного героя и превратился в полноценного персонажа.
"Че это вы здесь делаете, а?"
История школьника Кости Иночкина, изгнанного из пионерского лагеря за нарушение дисциплины, должна была быть всего лишь дипломной работой выпускника ВГИКа Элема Климова, а стала визитной карточкой режиссера, хотя после нее он создал несколько выдающихся кинолент. Но в фильме "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" так точно отразилось и получило художественное содержание само время, что он навсегда чем-то большим, чем просто сатирическая комедия.
"А ты любитель крайних вопросов. Боюсь, что скоро ты спросишь меня о смысле жизни".
"Солярис" Андрея Тарковского по мотивам романа Станислава Лема — самый "простой" и коммерчески успешный фильм режиссера. В СССР картину впервые показали в 1973 году, после чего она 15 лет не покидала ограниченного проката. Несмотря на то что она шла всего в пяти кинотеатрах, на нее было продано более десяти миллионов билетов. Фантастическая драма, действие которой разворачивалось на космической станции, перешагнула за границы жанра и обернулась художественным высказыванием о пределах познания, совести и прощении.
"Я бы хотел быть незлым человеком, я бы хотел не врать, Люба. Я бы хотел не врать, но я всю жизнь вру".
"Калина красная" Василия Шукшина поразила самобытным талантом автора. Интонация грешника, который кается перед всеми, кого любил и кому причинил зло, никого не оставила равнодушным. По разным оценкам, картину посмотрели почти 100 миллионов человек, она потрясла не только обычных зрителей, но и кинематографистов, работой Шукшина восхищались Антониони и Феллини.
"Вы рисовать умеете?.. Очень жаль, я тоже не умею. А эти... буквы умеете? Тоже не умеете? Совсем нехорошо. Мы же художники!" — это выражение стало крылатым не только благодаря блистательному тексту Ильфа и Петрова, но и задумке главного комедиографа СССР Леонида Гайдая. "12 стульев" были мечтой режиссера, а дуэт Арчила Гомиашвили в роли великого комбинатора Остапа Бендера и Сергея Филиппова в образе Кисы Воробьянинова позволил ей осуществиться и превратил картину в хит.
"Делом надо заниматься, дорогой мой, делом".
Никита Михалков в юности очень любил вестерны, и когда пришло время снимать первый полный метр, обратился именно к этому жанру. Фильм "Свой среди чужих, чужой среди своих", рассказывающий о жизни после Гражданской войны, выделялся не только крепким приключенческим сюжетом. Зрителей захватила история настоящей дружбы и тонкая психологическая нюансировка характеров. Картина вошла в золотой фонд отечественного кино.
"Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция".
Фильм, который "Госкино и "Мосфильм" не хотели запускать в производство даже как короткометражку, все-таки был создан и стал самым популярным в истории советского и российского кино. Женя Лукашин Андрея Мягкова и Надя Барбары Брыльски настолько полюбились зрителям, что вот уже почти полвека без них не обходится ни одно новогоднее застолье, а успех "Иронии судьбы, или С легким паром!" теперь пытаются повторить в Голливуде.
"Ничего не страшно, если ты не один, и у тебя есть во что верить, и, просыпаясь утром, знать, что стоит начинать этот день".
Фильм "Мне двадцать лет" Марлена Хуциева, который вышел на экраны в 1965 году, стал одним из символов эпохи "оттепели". Лирическую киноповесть о поколении, вступающем в самостоятельную жизнь, в Госкино обругали за неясность идейного замысла и отсутствие четкой фабулы. Это действительно тонкое и ненавязчивое кино, в котором нет "белого и черного". Чистое искусство.
"Простите, часовню тоже я развалил?"
Идея "Кавказской пленницы" родилась из газетной истории о похищении девушки влюбленным джигитом. Для новой картины Леониду Гайдаю требовалась новая героиня. Найти лицо, не знакомое широкой аудитории и не вызывающее у зрителя ненужных ассоциаций, оказалось не так-то просто. Из нескольких сотен претенденток на роль Нины режиссер выбрал молоденькую артистку цирка Наташу Варлей. Студентка, комсомолка, спортсменка и, наконец, просто красавица свела с ума не только незадачливого студента Шурика, но и всю страну. За год комедию посмотрели 76,5 миллиона человек.
"Ну, царь, вздрогнули!"
После "Кавказской пленницы" Леонид Гайдай хотел снять картину по Булгакову, и в 1973 году появился "Иван Васильевич меняет профессию". Как и другие комедии режиссера, эта требовала от публики постоянной вовлеченности и не давала ни секунды передышки. "В кинокомедии должно быть как можно меньше слов, а те, которые есть, обязаны быть лаконичными, отточенными, бьющими точно в цель", — говорил Гайдай. Именно таким и было его кино — острым и метким, а мощный позитивный заряд обеспечивает ему любовь зрителей и сегодня.
"Штирлиц, а вас я попрошу остаться".
Первый же советский шпионский сериал "17 мгновений весны" оказался культовым. Таковым его сделал не только захватывающий сюжет, но и великолепный актерский ансамбль. Штирлиц Вячеслава Тихонова и вовсе само совершенство: умен, красив, благороден, непогрешим. Однако создатели и предположить не могли, что картину будут считать лучшим фильмом о разведке и пересматривать через десятилетия. "Иногда нам, артистам, которые снимались в роли немцев, казалось, что мы участвовали в каком-то жутком, низкопробном боевике. Формы эти, пистолеты… Но думали так, что в Урюпинске где-то по четвертой программе проскочит", — вспоминал исполнитель роли Бормана Юрий Визбор.
"Мы, наше поколение, желаем знать, в чьи руки попадет воздвигнутое нами здание".
Перестроечное кино нуждалось в новом герое, им стал шустрый и несколько нахальный парень Иван с рабочей окраины, который навел шороху в респектабельной профессорской семье. Фильм "Курьер" Карена Шахназарова вышел на экраны в 1986 году и оказался предвестником перемен.
"Уборщица? Как же я промахнулась! Ехала к пианисту, а приехала к уборщице?"
"Вокзал для двоих" вместе с "Иронией судьбы" и "Служебным романом" составил своеобразную трилогию Эльдара Рязанова о любви. "У этих фильмов есть общая тема — как в нашей стремительной, изменчивой, быстротекущей жизни два прекрасных, но не очень-то везучих человека находят друг друга", — говорил режиссер. В отличие от двух других, "Вокзал" не был легким и смешным. Возможно, именно в пронзительной интонации и кроится секрет его успеха.
"Я рад, что у нас такой судьбоносный консенсус".
Последняя комедия Леонида Гайдая "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" ознаменовала собой смену эпох. Съемки начались в начале августа 1991 года, а премьера состоялась уже после распада СССР. Фильм оказался таким же хаотичным, как тогдашняя жизнь, в нем сошлись КГБ и ЦРУ, суперагенты и шейхи, мафиози и верблюды...
Сергей Эйзенштейн: "Кадр никогда не станет буквой, а всегда останется многозначным иероглифом".
"Броненосец Потемкин" — самое титулованная отечественная кинокартина, неизменно входящая в список лучших фильмов всех времен и народов. Произведению, созданному в 1925 году, до сих пор признаются в любви кинематографисты всего мира. Говоришь "кино" — подразумеваешь Эйзенштейн.