МОСКВА, 6 сен — РИА Новости, Ирина Красикова. Анкара в пять раз подняла плату за проход торговых судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Это произошло впервые за 39 лет. Вынудил затяжной экономический кризис в стране, считают аналитики. Инфляция растет, лира рекордно обвалилась. Как это скажется на стоимости перевозок и кошельках российских покупателей — разбиралось РИА Новости.
Внимание! Провоз платный
Согласно Конвенции Монтре 1936 года, у Турции суверенитет над проливами, соединяющими Черное и Средиземное моря. По договору провоз грузов бесплатный. Однако это не распространяется на использование маяков, эвакуацию и медицинское обслуживание.
С 1983-го действует 75-процентная скидка, поясняют в Минтрансе Турции. Поэтому в Анкаре решили поднять тарифы — имеют на это право.
Цена увеличится с 7 октября — с 0,8 до четырех долларов за тонну.
В результате ежегодные доходы Турции вырастут с 40 миллионов до двухсот.
В условиях экономического кризиса, который переживает страна, деньги совсем не лишние. В июле годовая инфляция превысила 79 процентов. Плюс продолжает стремительно девальвироваться лира: с января — уже на 40 процентов. В 2021-м — на 60.
В результате агентство Fitch понизило долговой рейтинг Турции до "мусорного". "Неудивительно, что Анкара воспользовалась возможностью пополнить бюджет", — отмечает Николай Вавилов, специалист департамента стратегических исследований Total Research.
Катер в Новороссийском морском торговом порту
Впрочем, на российском импорте это не отразится, считает он. Почти 70 процентов поставок — через Новороссийск, куда товары попадают из портов причерноморских стран. Остальные 30 приходят в Санкт-Петербург.
И даже то, что транспортируют из США и Южной Америки, для конечных покупателей подорожает несильно, говорят аналитики. На одном судне — тысячи контейнеров. Когда компании-заказчики разделят сбор, получится немного. "Есть более серьезные факторы — перебои с поставками, невозможность проводить платежи, структурная инфляция из-за роста тарифов за энергию, недостаток кредитов, уход компаний с рынков", — перечисляет Сергей Черников, доцент экономического факультета РУДН.
И возникнут сложности с вывозом российского зерна. Цены на него уже упали из-за выхода на рынок украинского, которое дешевле на 20 процентов. Теперь же взлетит стоимость фрахта.
Босфор и Дарданеллы — главный маршрут для российских поставок. Найти альтернативу непросто. Но речи о закрытии нет, подчеркивает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин.
Коммерческое судно в проливе Босфор в Стамбуле
По его словам, Турция воспользовалась правом повысить сборы "в максимально неподходящий момент".
Продавцы переложат дополнительные расходы на импортеров, предупреждают эксперты. "Пересмотрят некоторые соглашения. Но с учетом общей ситуации в мире это некритично. Почти наверняка на каждую тонну зерна, от которой из-за подорожания откажутся, найдется еще минимум трое покупателей. Причем Россию нельзя упрекнуть в манипулировании ценами", — говорит Николай Вавилов.
Этот год из-за засухи чуть ли не во всех странах-экспортерах будет неурожайным, что усилит спрос при дефиците предложения.
Кроме того, с 31 августа вывозную пошлину на пшеницу понизили на 740,9 рубля за тонну, то есть на 12,2 доллара, добавляет Анастасия Прикладова, доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Следовательно, повышение платы за транзит через Босфор и Дарданеллы полностью нивелируется.
Переориентация на Восток
Между тем китайские логистические компании с весны почти вдвое подняли тарифы на контейнерные перевозки. Так, если в феврале транспортировка из КНР по морю стоила шесть тысяч долларов, то с июля — уже около 11,5.
Это уровень 2020-го, когда была пандемия. Сейчас же сказываются антироссийские санкции, из-за которых нарушилась логистика.
Пролив Босфор в Стамбуле
Еще сложнее с авиаперевозками, подорожавшими с конца марта втрое, поскольку сократились прямые рейсы из Китая. Более того, немногие компании могут поставлять определенную продукцию — например, такую, в которой есть литиевые батареи.
Как отмечают игроки рынка, помимо китайцев подливают масла в огонь турки, поскольку их экспорт вырос. Ситуацию усугубил уход крупнейших логистических компаний из России. В результате образовалась некая квазимонополия.
Ограниченность предложения подстегнула цены. А спрос на товары из "дружественных" стран увеличивается. Так, Турция в июне экспортировала в Россию на 790 миллионов долларов — рекорд с 2010-го.
Оттуда завозят бульдозеры, бытовую технику, подъемное оборудование.
Зона таможенного контроля на российско-китайской границе
Активно расширяется партнерство с Китаем. За семь месяцев товарооборот прибавил 29 процентов, до 97,71 миллиарда долларов, следует из данных Главного таможенного управления КНР. Россия получила товаров на 36,26 миллиарда, отправила — на 61,44.
При этом взаиморасчеты — все чаще в национальных валютах. По информации SWIFT, в июле Россия стала третьей по платежам в юанях. В июне была седьмой, в мае — десятой.
Нагрузка на китайских и турецких провайдеров усилилась в разы. В результате дорожают товары. Особенно крупногабаритные, в том числе бытовая техника.
России необходимо постепенно наращивать собственный контейнерный флот, подчеркивают аналитики. Безусловно, для этого нужно немало времени и денег. Однако вложения себя оправдают, и удастся избежать глобальных рисков.