МОСКВА, 2 сен – РИА Новости. Московские театры открывают очередной сезон, представляя публике как премьеры, так и любимые спектакли прошлых лет. РИА Новости рассказывает о лучших постановках в московских театрах, на которые стоит сходить в сентябре.
"Где мы?"
Театр Сатиры, основная сцена
6 сентября
Театр Сатиры открывает сезон спектаклем "Где мы?", поставленном специально для любимого всеми актера, в прошлом руководителя, а теперь – президента театра Александра Ширвиндта. Он же играет и главную роль. Вот как сам Ширвиндт сжато излагает суть постановки: "Действие происходит в сумасшедшем доме, где встречаются несколько особей сегодняшнего разлива (почему меня и заинтересовало). И там в отдельном отсеке живет такой совершенно столетний человек, которого некуда деть, ибо раньше на месте психушки был Дом ветеранов сцены – он не желает уезжать, выгнать страшно, хоронить рано. Это я".
Каждый герой из числа обитателей этого места – образ собирательный. Здесь есть и телеведущий в исполнении Александра Олешко, и самородок, который постоянно что-то ремонтирует, при этом одновременно играет и поет (это Федор Добронравов). В театре обещают, что первый показ в новом сезоне будет не совсем обычным и пока держат подробности в секрете. Но уверяют – это будет оригинально и смешно.
"Родные песни"
"Школа драматического искусства", сцена на Сретенке
3, 4 сентября
© Фото предоставлено пресс-службой театра "Школа драматического искусства"
Хор театра "Школа драматического искусства"
Зрители, которые часто ходят в "Школу драматического искусства", несомненно, знают великолепный хор этого театра, который был создан в 2000 году. Это не просто вокальный ансамбль, а практически театр в театре: певцы не только задействованы во многих постановках "Школы", но и играют собственные музыкальные спектакли. Можно сказать, что это отдельное направление в работе театра – в репертуаре есть концерты-спектакли с песнями разных стран, рождественской музыкой.
«
Новый спектакль "Родные песни" объединил чувашские, мордовские, марийские, чеченские песни, а также обрядовые композиции Республики Башкортостан, традиционные лирические и плясовые песни Смоленской, Курской, Архангельской, Псковской, Белгородской и других областей.
"Если говорят Россия, то сразу вспоминаются "Барыня", "Камаринская" или же "Тимоня". А что есть еще? Мы очень много теряем, уделяя мало внимания другим произведениям. Так пришло решение сделать концерт не только областей России, но и малых народов", – объясняет замысел руководитель хора Светлана Анистратова. Процесс создания такого спектакля непростой: выбрав композиции, музыканты начинают искать, импровизировать. Таким образом, некоторые песни остаются в оригинальном виде, а на некоторые делаются современные аранжировки. К тому же, в "Родных песнях" будут звучать этнические инструменты, на них играют сами певцы. Аутентичное звучание дополнят бас-гитара и барабанная установка.
"На Трубе"
Школа современной пьесы
8, 9 сентября
Сцена из спектакля "На Трубе"
Московский театр "Школа современной пьесы" открывает сезон своим иммерсивным спектаклем "На Трубе" – он посвящен зданию, в котором находится театр. Это удивительный особняк, единственный дом на Трубной площади, сохранивший исторические стены и подлинные интерьеры. Здесь остались мраморные лестницы и колонны, хрустальные люстры, золоченая лепнина, подлинные зеркала позапрошлого века.
Спектакль проходит в форме экскурсий, которые проводят артисты театра. Каждый из них выступает в классическом театральном амплуа и заставляет ожить мифы и легенды конца XIX – начала XX веков. История здания связана с великими людьми прошлого – Чеховым и Достоевским, Чайковским и Толстым, Горьким и Сувориным, а также ресторатором Люсьеном Оливье, придумавшим легендарный салат.
"На всякого мудреца довольно простоты"
Театр имени Маяковского
9, 23 сентября
Сцена из спектакля "На всякого мудреца довольно простоты"
В 2023 году исполнится 200 лет со дня рождения Александра Островского, который родился 31 марта 1823 года. Так что в этом сезоне зрителей ждет множество новых постановок пьес великого драматурга. Театр имени Маяковского, открывая свой 100-й сезон, в сентябре играет одну из недавних премьер по Островскому – "На всякого мудреца довольно простоты". Этот текст считают одной из самых ярких комедий классика. Секрет долгой сценической жизни пьес Островского кроется, наверное, в том, что они по сей день не теряют своей актуальности. Это утверждение и стало отправной точкой для авторов спектакля.
Безусловным успехом этой постановки стало приглашение на главную роль Егора Глумова - молодого артиста труппы Семена Алешина, недавнего выпускника ГИТИСа. Театральные критики единодушно отмечают его талант и уникальную пластику.
"Мольер. Экспромт"
"Школа драматического искусства", сцена на Новослободской
9 сентября
© Фото предоставлено пресс-службой театра "Школа драматического искусства"
Сцена из спектакля "Мольер. Экспромт"
Еще один "юбиляр" – Мольер, которому исполнилось 400 лет в январе этого года. "Школа драматического искусства" отдает дань уважения французскому драматургу. Театр начинает сезон, получив новую сцену – бывший Центр имени Мейерхольда, который теперь называется сценой на Новослободской. Первым большим проектом станет постановка по пьесе Мольера "Версальский экспромт", написанной в 1663 году и поставленной тогда же мольеровскими актерами.
«
Тогда комедия стала очередной вехой в соперничестве двух театров: Бургундского отеля и труппы Мольера, так что весь текст пронизан острыми шутками и критикой конкурентов.
Теперь за постановку взялся Олег Малахов, актер и режиссер "Школы драматического искусства", который привлек к работе, в том числе, молодых артистов, своих выпускников. Спектакль "Мольер. Экспромт" посвящает зрителя в процесс рождения спектакля, показывает изнанку театральной жизни.
"Этот ребенок"
Театр Сатиры, чердак Сатиры
13 сентября
Режиссер Никита Кобелев обратился к творчеству современного французского драматурга Жоэля Помра. Пьеса создана в технике "вербатим", то есть основана на диалогах обывателей. Каждая маленькая история повествует о взаимоотношениях между родителями и детьми – они о тех фатальных ошибках, которые совершают однажды взрослые, своеобразная энциклопедия родительских заблуждений. Все десять эпизодов узнаваемы, иногда абсурдны и трагичны одновременно.
«
Режиссер признается, что его волнует отсутствие взаимопонимания – люди перестали понимать и слышать друг друга.
"Это пьеса о дискоммуникации. Несмотря на то, что все истории у Помра суперреалистичны и узнаваемы, мне важны были в этом материале театральность и гротеск. Потому что за любым бытовым общением всегда стоит что-то глобальное – то, что так часто сложно проговорить, чтобы быть услышанным", – поясняет Кобелев. Он уверен, что в зале всегда найдется зритель, который в одном из эпизодов узнает себя.
"Обломов"
Театр имени Маяковского
14 сентября
Сцена из спектакля "Обломов"
Инсценировку романа написал сам режиссер – Миндаугас Карбаускис. Его "Обломов" получился совсем камерным: здесь задействовано всего пять актеров, некоторые играют сразу по несколько ролей. Неожиданно почти отсутствует на сцене Штольц. О нем все говорят, но в реальности он появляется только на несколько секунд. Еще одна яркая деталь постановки – огромный халат Обломова, который напоминает то ли мантию, то ли огромное покрывало, в которой закутался главный герой. Любимая одежда Ильи Ильича как бы растекается по его дивану, и когда он хочет встать, то путается в этих метрах шелка.
"Обломов" Гончарова был опубликован более 160 лет назад, но вот уже более полутора столетий остается одним из главных романов русской литературы. Постановка Карбаускиса идет на сцене "Маяковки" с 2018 года, и это по-прежнему один из любимых зрителями спектаклей театра.
"Приключение Тима, или Проданный смех"
"Театр Терезы Дуровой"
16 – 18 сентября
© Фото : Екатерина Воробьева. Предоставлено пресс-службой "Театра Терезы Дуровой"
Кадр из промо фильма к спектаклю "Приключение Тима, или Проданный смех"
"Театр Терезы Дуровой" начинает 30-й юбилейный сезон премьерой музыкального спектакля "Приключение Тима, или Проданный смех". История происходит в конце XIX века, отсылая к сюжетам эпохи романтизма о проданной дьяволу тени и душе. Герой этого спектакля соглашается продать свой звонкий смех. В интерпретации драматурга Артема Абрамова сюжет становится сказкой для детей и взрослых, где волшебство вторгается в реальный мир, а современные технические достижения соседствуют со старинным укладом жизни. "Приключение Тима, или Проданный смех" – первая работа на большой сцене театра молодых режиссеров Дарьи Коршуновой и Арсения Краковского. По словам Дарьи, эта история привлекла ее динамичным сюжетом, почти детективной интригой, рассуждениями о нищете и безмерном богатстве, которое не приносит радости.
"Я с легким сердцем доверила Дарье Коршуновой и Арсению Краковскому создание нового спектакля, который откроет наш юбилейный сезон. Заглядывая на репетиции "Проданного смеха", я каждый раз убеждалась: происходящее на сцене полностью соответствует духу и эстетике нашего театра. Зрителей ждет постановка в нашем фирменном стиле – с масштабными декорациями, бесподобными костюмами, многогранными образами, ярким музыкальным оформлением и вечными размышлениями о неподдельных ценностях и опасных иллюзиях", – говорит художественный руководитель театра, народная артистка РФ Тереза Дурова.