Религия

"Праздник парадоксов". Почему Успение называют "второй Пасхой"

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 28 авг — РИА Новости, Никита Бизин. Православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Этот праздник еще называют "второй Пасхой", что, по словам духовенства, неудивительно. Об истории и особенностях важной церковной даты — в материале РИА Новости.

"Будто уснула"

В Евангелии о кончине Богородицы нет ни слова. Более того, неизвестно, что было с ней после воскресения Спасителя. Но сохранилось предание, согласно которому Дева Мария продолжала жить в Иерусалиме и часто молилась на Голгофе.
Однажды ей явился архангел Гавриил и возвестил: "Через три дня ты отойдешь к своему Сыну". В подтверждение он вручил Богородице пальмовую ветвь из рая.
В указанный срок к дому Девы Марии прибыли апостолы. Их ангелы чудесным образом переместили туда "со всех концов земли". Они стали свидетелями последних минут жизни Богоматери: та "без всякого телесного страдания" закрыла глаза, будто уснула.
Затем апостолы понесли гроб в Гефсиманский сад, где Богородица завещала себя похоронить. Траурное шествие сопровождало множество людей. Иерусалимские первосвященники, увидев, какие почести воздают усопшей, повелели слугам разогнать толпу. Но произошло чудо: с неба сошло облако и, как стеною, огородило христиан.
Спустя три дня в Иерусалим пришел апостол Фома — он по каким-то причинам не присутствовал на погребении Марии. Ему рассказали о чуде. "Неверующий" апостол попросил открыть гробницу, чтобы проститься с Божией Матерью.
И вдруг обомлел: внутри лежала лишь плащаница — погребальная пелена. Тела же не было: Богородица воскресла и вознеслась на небо.

Долгие споры

Предание передавали из уст в уста на протяжении четырех столетий. В церковном календаре Успение закрепилось только в V веке. Дело в том, что все это время богословы спорили о роли Девы Марии в священной истории.
"Для начала нужно было разобраться в богочеловеческой природе самого Спасителя. Ответить на вопрос: "Кем был сам Христос". Только после этого стали обсуждать значение Богоматери", — говорит церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).
Точку в дебатах поставили на Четвертом Вселенском соборе, который состоялся в 451 году в Халкидоне. Там окончательно сформулировали догмат о Богородице: она — ни много ни мало — дала жизнь самому Господу.
Но, уточняют священники, некоторые общины почитали Деву Марию уже в первые века христианства, несмотря на вероучительные споры. Доказательство тому — иконы IV века.
Гробница Богородицы, вид от северного входа в кувуклию
Праздник же быстро стал популярным. Хотя называли его по-разному: в Византии — "День памяти Богородицы", в Египте — "Смерть и воскресение Богоматери", в Европе — "Взятие на небо Марии".

Для каждого — своя

В России — Успение, что на старославянском означает "сон" или "мирная кончина". Но верующие говорят также о "второй", или "богородичной Пасхе".
"Церковь учит, что Богоматерь воскресла. С догматической точки зрения это очень важно и отсылает к воскресению самого Спасителя. Иисус Христос победил смерть, будучи Богом. А Дева Мария была просто человеком", — объясняет церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.
Таким образом, продолжает священнослужитель, люди видят, что будет с ними. Ведь, согласно христианскому вероучению, все воскреснут перед Вторым пришествием.
Кроме того, предание гласит, что Божья Матерь, оказавшись на небесах, не забыла о живущих на земле. Христиане считают, что она помогает в любых бедах — потому что "стоит к Господу ближе всех".
Икона "Успение"
"Богоматерь умоляет Всевышнего помиловать нас. Потому что люди — существа грешные, чем навлекают на себя божественный гнев. Но она проявляет удивительную любовь, прося за нас. И в этом близка каждому человеку, как родная мать", — рассуждает настоятель храма Всемилостивого Спаса (бывшего Скорбященского монастыря) протоиерей Александр Ильяшенко.
Именно поэтому верующие испокон веков любят Успение. Может, даже больше, чем Пасху, — об этом косвенно свидетельствует то, что в России так много церквей в честь богородичного праздника.

Начало новой жизни

В старину Успение совпадало с окончанием уборки урожая. Поэтому люди приносили в церковь для освящения хлеб.
"А на полях специально оставляли небольшие пучки несрезанных колосьев. Их перевязывали ленточкой и приговаривали: "Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай", — рассказывает фольклорист Екатерина Дорохова.
Патриаршее служение в праздник Успения Божией Матери
А еще на праздник заканчивался Успенский пост и начинался Мясоед (когда можно есть мясо) — пора свадеб на Руси. Церковь в дни говения не венчает. Поэтому молодые люди старались до 28 августа посвататься, а девушки — присмотреть жениха.
"Слово "успение" в народном сознании ассоциировалось со словом "успевать". Вот в старину к празднику и торопились закончить как можно больше дел: убрать хлеб, сделать запасы на зиму и, конечно, наладить личную жизнь", — добавляет Дорохова.
Важную церковную дату верующие воспринимали как начало новой жизни. Хотя она и связана со смертью.
"Суеверие с рациональной основой". Как отмечали Ильин день на самом деле
Обсудить
Рекомендуем