МОСКВА, 15 мая — РИА Новости, Никита Бизин. Легенды о том, как заключали договор с дьяволом, ходят с давних времен. И у многих есть реальное основание: люди действительно отдавали душу за земные блага. О "сделках на крови" — в материале РИА Новости.
Вовсе не вымысел
В средневековой Европе в сговоре с Сатаной подозревали не только колдунов и ведьм, но и зачастую просто образованных людей. Например, папу римского Сильвестра II (ок. 938-1003), эрудита своей эпохи, современники считали чернокнижником и прислужником зла. Мол, знания он получал от лукавого.
Но к "сатанинским услугам" куда чаще прибегали обычные крестьяне. Как правило, в сложных жизненных ситуациях. Это было настолько распространено, что за столетия сложились определенные ритуалы. Их описывали специальные книги — гримуары, или гримории (от старофранцузского grammaire — "грамматика"). Наиболее известны "Ключ Соломона", "Гептамерон", "Книга Абрамелина".
Сам договор с дьяволом якобы мог прочесть только его обладатель. Остальные же видели багряный лист, обжигающий глаза.
Церемония проходила во время шабаша (слета нечистой силы) и сопровождалась разного рода богохульствами. Например, могли перевернуть распятие, долго топтать его и даже танцевать на нем.
Папа Сильвестр II
Текст договора надо было читать справа налево, а подписывались левой рукой. Дьявол давал человеку новое имя и помечал его когтем либо каленым железом. Согласно поверью, эти печати зла на теле были нечувствительны к боли.
Неопровержимые доказательства
Такие улики на допросах педантично подмечала инквизиция. Еще было "испытание слезами". Подозреваемому зачитывали отрывок из Библии, и если он при этом не плакал, сговор с дьяволом считался доказанным. Другой способ — потребовать произнести на одном дыхании и без запинок молитву "Отче наш".
"Эти методы не были универсальным инструментом дознания. Да и не везде их применяли. Даже знаменитый "Молот ведьм" не был особенно в чести у инквизиции", — говорит историк-ватиканист Алексей Юдин.
По его словам, материалы дел почти полностью состоят из ежедневных допросов. "Могли месяцами и даже годами вытаскивать из людей показания. И необязательно клещами", — поясняет ученый.
Гримуар папы Гонория, Рим, 1760 год
Обычно церковный суд не располагал письменными свидетельствами сделки с дьяволом. Обвинители уверяли: лукавый выкрал у осужденного его экземпляр, чтобы скрыть доказательства.
Правда, иногда на процессе демонстрировали сатанинские бумаги. Их показывали сами обвиняемые — чтобы получить прощение за страшные грехи. Но на исход дела это не влияло: чернокнижника все равно приговаривали к смерти.
Такая участь в XVI веке постигла Урбена Грандье, католического священника из французского города Лудён. Он демонстративно нарушал целибат и даже опубликовал книгу, в которой ставил под сомнение необходимость обета безбрачия.
Перед ним не устояла и настоятельница местного монастыря урсулинок, сестра Жанна. В 1632-м клирику-сердцееду предложили стать духовником обители. Но тот отказался. Вскоре группа монашек заявила: Грандье соблазнил их с помощью черной магии, подбросив заколдованный букет.
Cвященник Урбен Грандье
Священника арестовали, пытали. Однако и после "испанского сапога" он не признался в колдовстве. Тогда следователи предъявили "неопровержимое" доказательство: подписанное соглашение с Сатаной, Люцифером, Левиафаном и Вельзевулом. В нем были такие слова: "За обещание осквернить церковные святыни и дать кровную клятву верности демоны дают тебе любовь женщин, уважение монархов, почести, похоть и силу". После такой улики несчастный был обречен: в 1634-м его сожгли на костре.
По мнению историков, Грандье, скорее всего, не подписывал бумагу. Это были происки недоброжелателей, втянувших клирика в политические игры. А все из-за памфлета, в котором священнослужитель опрометчиво раскритиковал всесильного кардинала Ришелье.
"В политике подложные письма были крайне эффективны. Когда требовалось скомпрометировать или вовсе удалить со сцены нежелательную персону, вдруг находили разного рода крамолу, в том числе и текст сделки с дьяволом", — отмечает Юдин.
Мелкие интересы
На Руси тоже "сотрудничали" с нечистой силой. Правда, не с самим дьяволом. Только с прислужниками — например, лешим или водяным.
Сожжение ведьм у замка Рейнштейн
"В народном представлении от таких мелких бесов легче потом откупиться. Кроме того, на это шли, как правило, те, чей промысел был связан с немалым риском и необходимостью надолго покидать дом", — объясняет фольклорист, доцент кафедры общего и славянского искусствознания РГУ имени А. Н. Косыгина Варвара Добровольская.
Так, по ее словам, пастух, который все время находится в пути, заключал сделку с лешим, поскольку тот был "хозяином" выпасов. А рыбаки договаривались с водяным, потому что боялись остаться без улова, потерять корабль или снасти в непогоду.
Продавали душу редко, и такие случаи предавались широкой огласке. В 1751-м в Москве состоялся громкий процесс о богоотступничестве военного-фурьера Петра Крылова. Ради богатства он написал письмо, в котором отрекался "от Христа, от Богородицы и от всех святых".
Подтолкнул его к этому фигурант нескольких "чародейных дел", известный в то время нижегородский колдун Андрей Тимофеев. Он, как утверждало следствие, завел жертву в пустую харчевню, достал из кармана чернильницу и лист бумаги. Записав отречение, вытащил из ворота кафтана иглу, проткнул Крылову мизинец левой руки и велел подписаться кровью.
Картина Эжена Делакруа "Фауст и Мефистофель"
"Богатства и чести желаючи, Крылов читал то письмо каждодневно в первом часу ночи с таковым желанием, чтоб на то чтение представши к нему дияволи принесли денег. Токмо де по прочтении того писма тех диаволов он не видал", — говорится в судебном деле.
В одну из ночей, как рассказывал горе-отступник, вместо Сатаны ему явилась Богородица и вразумила. Раскаявшись, Крылов в ужасе читал псалмы и отбивал земные поклоны. А наутро отправился с повинной в московскую Синодальную контору. Оттуда его дело передали в военный суд. В итоге знакомство с лукавым закончилось для фурьера гауптвахтой.