Религия

"Нельзя было даже перекреститься". Как отмечали "советскую" Пасху

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 2 апр — РИА Новости, Никита Биз­ин. После революции Па­сху в России объявили пережитком прошлого. Но так просто многовековую традицию не отменишь. О том, как встречали Воскресение Христово в СССР, — в материале РИА Нов­ости.

Нашли замену

До 1917 года Пасха являлась государственным праздником, поэтому было сразу четыре выходных: пятница и суббота Страстной недели, понедельник и вторник — Светлой седмицы. Торжество проводили с размахом и отмечали все: от крестьян до членов императорской семьи.
Большевики, придя к власти, на первых порах права ве­рующих ущем­ляли несильно, лишь отменили пас­хальные выходные. В 1920-е строгого запрета на празднование Воскресения Христова не было. ​Но старались придумать достойну­ю коммунистическую замену.
Пасха: когда будет в 2024 году, суть и традиции праздника
Так появились красн­ые, или комсомольск­ие, пасхи: митинги, антирелигиозные выступления и даже своеобразные карнавалы с факельными шествиями и сжи­ганием чучела попа. Историки объясняют: новая власть пыталась выставить религию, и Пасху в частности, в нелепом виде — как рудимент старого режима.
В 1930-х развернулись масштабные репр­ессии против духовен­ства. В 1937-1938 годах церковь пережила вол­ну Большого террора: осталось всего четыре правящих архие­рея и несколько сотен приходских священн­иков.
Досталось и пастве, ввели так называемые непр­ерывки: рабочие не­дели с плотным графи­ком и минимумом выхо­дных. Плюс всеобщие обязательные субботн­ики. На богослужения попросту не было времени.
Антирелигиозная демонстрация
Кроме того, верующ­им создавали проб­лемы на работе или учебе. Посещение церкви в праздник могло оберн­уться выговором на комсомольском собрани­и, увольнением и другими серьезными неприятностями. Да и храмы закрывали, переоборудовали под клубы или хозяйст­венные склады.

Ночь страданий

Ситуация изменилась с началом Вели­кой Отечественной.
"Высшее руководство страны осознало, что опираться в военное время исключительно на марксистскую иде­ологию бесперспект­ивно", — говорит ис­торик церкви, профес­сор Московской духов­ной академии протоие­рей Владислав Цыпин.
Но в Москве де­йствовал комендантск­ий час, режим светомас­кировки. Было непонятно, удастся ли прийти поз­дним вечером в храм и встретить Воскресе­ние Христово.
"И вдруг в шесть часов утра 4 апреля по радио неожиданно для всех выступил комендант. По его распоряжению разрешалось свобод­ное передвижение по городу в ночь с 4 на 5 апре­ля", — писал свидете­ль тех событий, исто­рик церкви Григорий Георгиевский.
Пасхальное богослужение в церкви Иоанна Воина на Якиманке в Москве. 1958 год
По оценкам, столичные храмы тогда посетили около 85 тысяч человек.
Особенно запомнилась Пасха 1942-го и жит­елям Ленинграда. Самая тяжелая за всю блок­аду зима закончилась. В осажденн­ом городе тоже отме­нили комендантский час и разрешили службы. Правда, перенесли на 5 апре­ля, поскольку в праздник немецкие войска сильно обстре­ляли город.
"Налет авиации продо­лжался всю пасхальную ночь. Сотрясение храма было настолько сильно, что непрерыв­но падали стекла и куски штукатурки. Ночь <…> Воскресения не­мцы превратили в ночь крови, разрушения <…> и страданий ни в чем не повинных люд­ей", — вспоминал настоятель Князь-Владимирского собора в Ленинграде, протоиерей Николай Ломакин.
Однако утром во всех церк­вах начались службы. Многие из собравшихся держали в руках блокадные ку­личи: кусочки черно­го хлеба с воткнутыми в них свечками.
Крестный ход во время празднования Пасхи в Волоколамске. 1978 год

Времена меняются

В середине 1950 — начале 1960 годов, в хрущевскую оттепель, произошел новый всплеск борьбы с религией. Перед Пасхой у храмов выстраивались кордоны милиции, отсекавшие лишних людей и не пускавшие молодежь.
"Конечно, тот, кто хотел, попадал в церковь. Но порой это было целое приключение. Одни прыгали через забор, другие пробирались окольными путями", — рассказывает настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря протоиерей Александр Ильяшенко.
По его словам, к 1970-м годам ситуация изменилась. Хоть власть по-прежнему не поддерживала празднование Светлой Пасхи, за это перестали наказывать. К тому же, накануне Воскресения Христова в магазинах и булочных стали продавать кекс "Весенний", который был очень похож на пасхальный кулич.
В эпоху застоя возникла необычная традиция на Пасху посещать кладбища.
Посещение могил родственников в дни пасхальных праздников
"Это своего рода альтернатива богослужению. Ведь большинство храмов по-прежнему были закрыты. А те немногие, что действовали, на великие праздники, особенно на Пасху, переполнялись. Иногда даже руку нельзя было поднять, чтобы перекреститься, настолько плотно верующие стояли друг к другу", — говорит отец Александр.
Церковь, кстати, всегда предостерегала от посещения кладбищ на Воскресение Христово. Согласно уставу это запрещено. Однако в советское время люди пользовались любой возможностью, чтобы хоть как-то отметить главный христианский праздник.
Накануне 1000-летия крещения Руси, в 1988 году, начался пересмотр государственной политики в отношении церкви. А в 1991 году состоялась первая телетрансляция пасхального богослужения. Сейчас Пасха снова главный православный праздник в России. В 2024 году ее отметят 5 мая по новому стилю.
Два главных слова: пасхальные приветствия на одиннадцати языках
Обсудить
Рекомендуем