МОСКВА, 4 мар — РИА Новости, Михаил Катков. Уходящая зима стала тяжелым испытанием для европейцев из-за высоких цен на топливо. При этом политики все активнее настаивают на отказе от российского газа, на который сейчас приходится около 40% потребления в ЕС. Поставки пока только увеличиваются. Готов ли Брюссель опрокинуть мир в энергетический кризис — в материале РИА Новости.
Топливный популизм
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил: хотя антироссийские санкции нанесут ущерб и Европе, эту цену надо заплатить. Однако немедленное прекращение закупок топлива грозит турбулентностью на рынке.
В свою очередь, член Еврокомиссии Кадри Симсон предупреждает, что Москва сама может отключить газ, и призывает к этому готовиться. По ее мнению, полной энергетической безопасности удастся достичь уже к концу этого сезона.
Глава МИД Великобритании Лиз Трасс просит других участников G7 ограничить импорт газа и нефти из России. Министр экономики и вице-канцлер Германии Роберт Хабек отметил, что Берлин готов вовсе отказаться от российского сырья. Цены поначалу вырастут, но у ФРГ есть альтернативные поставщики, которые перекроют дефицит, уверен он. Канцлер Австрии Карл Нехаммер сообщил: пока поставкам ничего не угрожает, но в среднесрочной перспективе Вена снизит энергетическую зависимость от Москвы.
В бельгийском аналитическом центре Bruegel считают, что следующую зиму Евросоюз вполне может пережить без российского голубого топлива. По оценкам аналитиков, серьезного экономического ущерба из-за разрыва с Москвой ЕС избежит, если сократит потребление газа на 15% и перейдет на американский сжиженный (СПГ). При этом заполнение подземных хранилищ (ПХГ) хотя бы наполовину обойдется не в десять миллиардов евро, как сейчас, а в 70.
Глава МИД Великобритании Элизабет Трасс
Ситуация, прямо скажем, непростая. В конце минувшего года цены на газ перевалили за две тысячи долларов. ПХГ в Евросоюзе заполнены только на 29,5%, отмечают в "Газпроме". В Германии, например, — 29,4%, во Франции — 22,9%. В апреле 2021-го этот показатель был близок к 33%, в этот раз ожидается, что не будет и 20.
"Газпром" увеличил поставки в феврале. В Италию — на 135,5%, в Польшу — на 41,1, в Болгарию — на 26,4, в Словению — на 53,7, в Боснию и Герцеговину — на 17,6.
Рабочий на газохранилище в Редене, Германия
У России четыре маршрута в Европу: "Турецкий поток", "Ямал — Европа" (через Белоруссию в Польшу), украинский транзит и "Северный поток". Должен был быть еще "Северный поток — 2", который построили, но так и не запустили. Сертификацию приостановили, одна из крупнейших нефтегазовых компаний Shell вышла из всех проектов "Газпрома", а оператор Nord Stream 2 AG, как передает Reuters, на грани банкротства. Но другим трубопроводам это пока не грозит.
С начала военной спецоперации "Газпром" даже увеличил подачу топлива по украинскому направлению до предусмотренных по контракту 109 миллионов кубометров в сутки. По "Северному потоку" гонят около 156 миллионов при пропускной способности в 165. "Ямал — Европу" пока задействуют лишь для балансировки поставок, но если возникнут какие-то проблемы, включат на полную.
Теоретически отказаться от российского сырья можно, но это приведет не к переделу энергетического рынка, а к его полной трансформации. Россия производит одну шестую часть мирового газа, европейские клиенты потребляют 40% этого объема. Поэтому угрозы угрозами, но "Газпромбанк" от SWIFT не отключили — через него проходит большая часть платежей.
Альтернатива России
Сейчас у Брюсселя фактически нет альтернативы. Газ в Европу поступает еще из Азербайджана, Алжира, Ливии и Норвегии, но там не могут увеличить добычу.
В 2021-м норвежцы подняли поставки на четыре процента — до 112,5 миллиарда кубометров, однако заявили, что это максимум, который уже не превзойти. Азербайджан за год подает в Евросоюз около десяти миллиардов кубометров, Алжир — 22, Ливия — 11. Россия же в прошлом году закачала в ЕС 131 миллиард.
Еврокомиссия просила Катар и США о дополнительном СПГ, но ответ был неутешительным. Министр энергетики Катара Саад аль-Кааби сообщил, что все уже расписано в долгосрочных контрактах. Если поставки перебросить, рынок не выдержит и ответит скачком цен.
К тому же могут возникнуть проблемы с инфраструктурой. Терминалы по переработке сжиженного газа распределены в Европе крайне неравномерно. В Германии их нет, зато Испания располагает четвертью мощностей, но в общеевропейскую систему они интегрированы плохо.
"В мире нет профицита голубого топлива. Если Евросоюз откажется от российского, альтернатива обойдется примерно в три тысячи долларов за кубометр. При этом газа лишатся Латинская Америка и Юго-Восточная Азия. ЕС придется скупить половину рынка СПГ, а у Москвы, в свою очередь, нет способов восполнить объемы тем, кто раньше потреблял сжиженный газ", — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Впрочем, кое-что Россия все-таки сможет поставлять за границу. Среди очевидных направлений — Китай. Туда собираются тянуть второй трубопровод.
"Котировки в три тысячи долларов обернутся двукратным подорожанием всего, что есть в Евросоюзе. Кроме того, мировой энергетический рынок погрузится в кризис. Думаю, запреты продлятся одну зиму, и на этом все кончится. России будет проще, чем остальному миру. "Газпром" экспортирует только треть своей добычи. Ну да, потеряет выручку, но российские потребители большой разницы не почувствуют", — рассуждает собеседник РИА Новости. Отметим, что 2 марта цены на газ уже перевалили за 2,2 тысячи, установив новый рекорд.
Сотрудник газораспределительной станции
Впрочем, дело не только в нынешнем кризисе. Евросоюз давно взял курс на декарбонизацию экономики. "Но если раньше они собирались снижать зависимость с 2030-го, то теперь постараются быстрее. Что касается России, у нас до сих пор была стратегия перехода на водород. В связи с санкциями эта задача осложняется, пока еще ничего не понятно", — указывает директор Фонда энергетического развития.
Начальник аналитического департамента УК "БК-Сбережения" Сергей Суверов считает, что в среднесрочной перспективе, например, к 2025-му, Евросоюз вполне может решить проблему последствий отключения российского газа. "К этому времени в мире начнут производить больше СПГ, заключат новые контракты, построят соответствующую инфраструктуру. С точки зрения экономики это не слишком рационально, но сегодня главную роль играет политика", — отмечает эксперт.
В этом случае рубль переживет сильную девальвацию. Но есть и хорошие новости: газ на внутреннем рынке подешевеет, так как предложение превысит спрос. Кроме того, "Газпром" направит больше топлива в Китай.
Таким образом, учитывая сложную политическую ситуацию в мире, угрозы Евросоюза не стоит считать пустыми. Там давно вынашивали эти планы. Хотя быстро реализовать замысел вряд ли удастся, России нужно заранее подумать, как себя защитить.