МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости, Никита Бизин. У православных начинается сорокадневный Рождественский пост. Богословы и верующие спорят о строгости и продолжительности говения: некоторые предлагают сократить его или даже отменить. Возможна ли реформа, разбиралось РИА Новости.
"Древний обычай"
Рождественский пост соблюдали еще в эпоху раннего христианства — первые упоминания встречаются в трудах святителей Амвросия Медиоланского и блаженного Августина. А в V столетии папа римский Лев I говорил о говении как "установленном с древности обычае".
Вот только длился пост не сорок дней, а семь. Сейчас говеют неделю только верующие Армянской церкви.
"Сорокадневный срок установили на соборе 1166 года, который провели константинопольский патриарх Лука Хризоверг и византийский император Мануил I Комнин", — рассказывает известный церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.
Новое предписание достигло Руси не сразу, лишь к концу XII века стали говеть несколько недель. Традиция пошла от князя Андрея Боголюбского — ярого сторонника "всего греческого".
Русские назвали пост по-своему — Филипповым. Заговенье (последний день перед началом) выпадает на 27 ноября, когда вспоминают апостола Филиппа.
Андрей Боголюбский (Виктор Васнецов. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Строгая неделя
Воздержание перед Рождеством хоть и долгое, но довольно простое. Послаблений куда больше, чем во время Великого поста.
"По строгости рождественское говение, скорее, ближе к Петровскому посту, — объясняет протоиерей Максим. — Устав у них практически один и тот же. Например, можно вкушать рыбу".
Более жесткие гастрономические ограничения — ближе к Рождеству. За неделю до праздника все же нужно отказаться от рыбы. А в сочельник (6 января) вообще ничего нельзя до наступления сумерек. Пока на небе не появится первая звезда — символ Вифлеемской, возвестившей миру о рождении Спасителя.
Священники отмечают: на исповеди прихожане часто каются, что нарушили воздержание именно под конец поста. Что неудивительно, ведь строгая седмица совпадает с самым популярным в России праздником — Новым годом.
© AP Photo / Sergei Grits
Исповедь в православном храме
Отсюда и многолетний спор. Традиционалисты предлагают оставить все как есть, подчеркивая, что "мирское не влияет на духовное". Модернисты призывают к компромиссу — сократить пост. Это, по их мнению, поможет воцерковиться многим людям.
"Только один пост"
Основа Рождественского поста — уставы монастырей. Прежде всего палестинских, где воздержание было особо строгим: иноки целыми сутками могли не есть и не пить. В обителях разработали своды правил — типиконы — с подробным расписанием, когда и что можно вкушать.
В VIII-X веках сугубо монашеские предписания то и дело просачивались в общины мирян. И особо ревностные жестко ограничивали себя сами, правила для них не было.
"В строгом смысле слова существует [только] один сорокадневный пост, относящийся к Пасхе, — ведь если бы были и другие, правило (апостольское. — Прим. ред.) упомянуло бы их тоже. Однако хоть мы и постимся [также] в другие посты, относящиеся к [праздникам]: святых апостолов, Успения [Пре]святой Богородицы и Рождества Христова, мы не подвергнемся за это стыду", — писал в XI столетии патриарх Феодор Вальсамон, известный толкователь канонов.
Празднование Рождества Христова в Санкт-Петербурге
К этим строкам обратились спустя девять веков. В начале 2000-х поместные церкви вовсю готовились к первому за 1200 лет всеправославному собору, выбирая темы для обсуждения. Одна касалась постов, прежде всего Рождественского. Известные богословы предлагали сократить его до двух недель. Аргумент: устав писали для монахов, не для мирян.
Историческую встречу наметили на 2016-й. Собор так и не состоялся, но споры не утихли.
Все по-старому
Пока перед Рождеством постятся сорок дней, как раньше.
"Но в общецерковной практике все понимают: есть правила, а есть отступления. И духовенство прекрасно осознает, что соблюсти предписания во всей полноте очень сложно", — говорит отец Максим Первозванский.
Он напоминает, что нарушение поста — не тяжкий грех. Особенно если человек действительно не может осилить воздержание.
Мужчина в церкви Архангела Михаила в Грозном во время рождественского богослужения
"У поста нет цели просто ограничить в еде, — поясняет протоиерей. — Говение готовит нас к празднику. По большому счету, смысл в том, чтобы христиане обратили внимание на духовную жизнь".
Расставить приоритеты
Верующие все равно спрашивают: если через два месяца начнется Великий пост, зачем соблюдать Рождественский. "Его отмену всерьез не обсуждали, — подчеркивает отец Максим. — Есть мнение, что он вообще не нужен, но такая точка зрения не свойственна православию".
Однако, отмечает он, это не значит, что Церковь не может пересмотреть многовековые устои. Такое, хоть и редко, но происходит.
Священник убежден: главное — приоритеты, расставленные самими верующими. Важно четко понять, для чего говеть сорок дней. От ответа зависит, чем станет пост — средством духовного роста или очередной диетой.