Культура

Как Евровидение, но для художников: в Третьяковке — новый блокбастер

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 23 ноя — РИА Новости, Ольга Распопова. У выставки "Многообразие. Единство" в Новой Третьяковке судьба непростая. Первой остановкой масштабного проекта должна была стать Москва. Но в итоге этот локомотив европейского искусства — 200 произведений 90 арт-звезд из 34 стран — прибыл к нам из Берлина. Посетить стоит: редкий шанс увидеть новейшие работы, созданные за последние 30 лет, особенно пока границы с ЕС все еще закрыты. О том, почему многообразие получилось, а вот единства пока нет — в материале РИА Новости.
Посетители на выставке Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж в западном крыле Новой Третьяковки на Крымском валу в Москве

Это вроде "Евровидения", но для музеев: разные участники из более чем трех десятков стран — от начинающих и перспективных до знаменитостей мирового масштаба (например, Герхард Рихтер, Энтони Гормли, Илья и Эмилия Кабаковы, Маурицио Кателлан). Британцы — особняком, тщательно подготовившиеся немцы, где-то посередине — Босния и Герцеговина.

1 из 14
Одна из работ, представленная на выставке Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж в западном крыле Новой Третьяковки на Крымском валу в Москве

Тему сформулировали максимально обтекаемо: "Европа". Разделы уточняют: "Мечты и демократия", "Кризис и сопротивление", "Диалоги и двойники" и так далее. "Но это условно, все плавно перетекает друг в друга", — говорит куратор выставки со стороны Третьяковки Сергей Фофанов. Впрочем, так и задумано: показать отсутствие границ.

2 из 14
Посетители у работы Алисии Кваде Созвездие, представленной на выставке Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж в западном крыле Новой Третьяковки на Крымском валу в Москве

"Один из основателей ЕС Жан Монне однажды сказал, что Европа всегда — work in progress, вечный "объект в стадии строительства". Никогда не станет просто суммой стран и культур, оставаясь чем-то бóльшим. Задача этой выставки — рассмотреть сложные вопросы европейской идентичности", — считает Вальтер Смерлинг, председатель Фонда искусства и культуры в Бонне, выступившего инициатором проекта.

"Это попытка, собрав работы величайших живущих художников, поговорить о проблемах, которые стоят перед Европой и шире — миром", — объясняет директор ГТГ Зельфира Трегулова.

Они с фондом стали партнерами еще в 2019-м, проект в итоге готовился больше трех лет. Во время пандемии, когда приезжать в Москву немцам было нельзя, собрали огромный макет залов — из пяти тысяч деталей конструктора LEGO.

3 из 14

Эпидемия не только сильно сдвинула сроки открытия выставки, которая была приурочена к 75-летию окончания Второй мировой войны, но и поломала график ее перемещений. Так что вместо москвичей экспозицию первыми увидели берлинцы: в июне, на территории бывшего пассажирского аэропорта Темпельхоф. Кстати, когда-то построенного нацистами.

"Наш вариант почти ничем не отличается. Правда, места у нас меньше, ангаров таких не было, пришлось ужаться. Зато смогли развернуться на несколько этажей", — подчеркивает куратор со стороны ГТГ Фаина Балаховская.

4 из 14

Проект "Многообразие. Единство", по словам Фофанова, "расползся по всему западному крылу Третьяковки". Буквально. От подвала, где установили массивные чугунные скульптуры Энтони Гормли, и раздевалки (не пропустите двух истуканов Уго Рондиноне) до второго этажа.

Задействовали даже небольшое пространство в пролете у эскалаторов: тут теперь "Антарктическая деревня" — лоскутные домики-юрты Lucy + Jorge Orta. Эта работа подчеркивает кочевой характер выставки: из Москвы она должна отправиться в Париж, в Palais de Tokyo.

5 из 14

"Мы вспоминаем о 1980-90-х, когда в ЦДХ, который располагался здесь, организовывал потрясающие ретроспективы крупнейших художников современности, открывая их для моего поколения", — говорит Зельфира Трегулова.

Полное название проекта звучит так: "Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж". Это отсылка к знаменитым выставкам "Москва — Париж" (1981) и "Москва — Берлин" (1996). Однако теперь перед нами искусство, созданное уже после падения железного занавеса, за последние три десятилетия. И именно ныне живущими художниками.

Исключение — Кристиан Болтански, ушедший из жизни в 2021-м. "Его работа создана для выставки. Здесь почти треть задумана специально для нашего проекта", — уточняет Трегулова.

6 из 14

Фотоинсталляция Болтански разместилась у самых дверей — вместе с зеркальным силуэтом "Корабля дураков" бельгийского художника-концептуалиста Криса Мартина. "Может, это аллюзия на шлюпки беженцев, а может, намек на поговорку, что мы все в одной лодке", — рассуждает куратор Сергей Фофанов.

Как на любой современной выставке, есть несколько интерактивных работ. Например, встав на черный круг, можно поиграть со своим цифровым аватаром, и он будет послушно повторять ваши движения — это Skin Тристана Шульце.

7 из 14

Чтобы забрать с собой авторский сувенир испанского художника Фернандо Санчес Кастильо, придется потрудиться: написать собственное определение демократии на листочке и бросить его в стеклянную урну. В подарок — одна из пяти тысяч фигурок человека, который прославился тем, что во времена Третьего рейха отказался вытянуть руку в нацистском приветствии. Они выставлены на белом постаменте как игрушечная армия — после "голосования" выбирайте любую. Но непонятно, как долго продлится эта "акция".

8 из 14

Очередь из желающих сделать селфи выстраивается около масштабной инсталляции Хенрике Науман, чья работа "Передовые достижения", кстати, сейчас участвует еще и в Уральской биеннале.

Науман — одна из немногих, кто смог прорваться в Москву на вернисаж. "Объединение ФРГ и ГДР я помню смутно, это было в детстве. Но точно знаю, что весь мир для меня тогда перевернулся", — объяснила она.

По комнате, в которой поменялись местами стены и пол, можно пройтись. Только не забудьте переобуться в мохнатые тапочки, выставленные рядом.

9 из 14

Немцев в экспозиции много, есть среди них и живые классики. Например, Ансельм Кифер: его работа "Зимнее путешествие" напоминает фантастические театральные декорации. Название — отсылка к музыкальному циклу Франца Шуберта, а содержание — исследование концепта немецкого романтизма и эпохи Просвещения. Отдельное камерное пространство — у Герхарда Рихтера, где разместили цикл из 60 небольших работ художника.

10 из 14

Почти все участники — еще и коммерчески очень успешные авторы, так что есть возможность посмотреть, что сегодня предпочитает арт-рынок.

Вот, скажем, Адриан Гени. Цены на картины 44-летнего уроженца небольшого городка в Трансильвании обычно стартуют от 750 тысяч евро. Причем ведущим галереям и крупным коллекционерам приходится ждать в очереди.

11 из 14

Наших художников не много, есть работы Ольги Чернышевой, Иры Кориной и группы "Синий суп".

Масштабную работу "Последний взмах" Ильи и Эмилии Кабаковых о "перегруженности" Европы спрятали за черным занавесом в черной комнате. Спойлер: не обойдется без любимых ими ангелов.

12 из 14

Как ни странно, но о пандемии — так, чтобы в лоб — практически ничего. Разве что "Небесно-голубой" Анри Сала (на фото), но это работа 2008-го, новыми смыслами обросла только сейчас. Хотя многим, возможно, она скорее напомнит "Сотворение Адама" Микеланджело.

13 из 14

В общем, встретились как-то на выставке красный пластиковый конус, плюшевый черный шар и мраморный белый куб. Это не начало анекдота, а описание одной из работ (Недко Солаков, "Три из них") и в целом всей экспозиции. Диалог у этих фигур, конечно, получился весьма необычный. Зато многообразия хватило.

"Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж", Новая Третьяковка, до 13 марта 2022

14 из 14
Обсудить
Рекомендуем