МОСКВА, 10 ноя — РИА Новости, Никита Бизин. Духовенство Абхазии заговорило о признании собственной церковной структуры, которую мировое православие относит к раскольническим. К решению вопроса просят подключиться Москву, Тбилиси и Константинополь, однако они видят ситуацию по-своему. О причинах и последствиях назревшего кризиса — в материале РИА Новости.
Запутанный клубок
В перечне поместных православных церквей Абхазскую не найти. Она самопровозглашенная, то есть — за рамками канонов. А это значит, что любые совершенные ею обряды недействительны.
"Мы желаем начать исправлять ошибки, которые были допущены в отношении канонического статуса Абхазской церкви", — сказано в опубликованном обращении к московскому и грузинскому патриархам.
Ситуация в стране очень напоминает украинскую. Христианство сюда пришло еще в первые века своего существования. Долгое время регион Апсны, как называют его сами абхазцы, принадлежал разным царствам. И, соответственно, подчинялся разным православным церквам.
Например, в VI-VIII веках это была Абазгская архиепископия, которая имела особый статус в структуре Константинопольского патриархата. А уже в VIII столетии главу местных общин назначали в другой православной церкви — Антиохийской.
Председатель Епархиального совета Сухумо-Абхазской епархии священник Виссарион Аплиа
Непризнанная церковь
Полуразрушенный Сухум
Нередко кровь проливали и в святых местах — среди жертв есть служители Божии. Поэтому по итогам войны регион в 1993-м покинули не только грузинские войска, но и многие священники во главе с Сухумо-Абхазским митрополитом. Грузинская православная церковь (ГПЦ) фактически утратила авторитет среди верующих Абхазии.
Небольшая группа местного духовенства в конце 1993-го избрала временного управляющего Сухумо-Абхазской епархии — иерея Виссариона Аплиа. В 2009-м он зарегистрировал АПЦ, но признали ее только власти республики. Патриархаты Москвы и Тбилиси сделать это отказались.
Напрямую с Тбилиси
Спустя год проблема легализации усугубилась. В результате внутренних конфликтов из АПЦ вышла группа священников во главе с архимандритом Дорофеем (Дбаром). Они создали "Священную митрополию Абхазии" (СМА), которую власти тоже зарегистрировали. Ее административный центр находится в Новоафонском монастыре — пожалуй, главной и наиболее известной в мире абхазской обители.
Архимандрит Дорофей (Дбар)
Решение вопроса обе структуры видят по-разному. Глава АПЦ иерей Виссарион Аплиа настаивает на диалоге с Московским патриархатом.
"Грузинская церковь просто бросила епархию и все эти годы не пыталась вернуться обратно, — объясняет Аплиа. — Кроме того, сто лет назад патриарх Тихон не признал правомочность претензий ГПЦ на территорию Абхазии. Однако потом, в 1943 году, это решение было попрано".
В Грузинской патриархии ответили на воззвание отца Виссариона.
"Несмотря на то что мы категорически не согласны с содержанием и духом письма, осознаем необходимость начала диалога. Поэтому думаем, что было бы полезнее по этой теме с вами встретиться в Тбилиси и напрямую обсудить проблемные вопросы", — говорится в ответном послании.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и католикос-патриарх всея Грузии Илия II
Грузинскую столицу упомянули не зря. ГПЦ считает Абхазию своей канонической территорией. Точно такой же точки зрения придерживается Русская церковь, которая в конфликт не вмешивается.
Новая сторона
Впрочем, еще один крупный игрок — Константинопольский патриархат — в стороне оставаться не намерен. Он уже нарушил канонические границы РПЦ на Украине, легализовав местных раскольников. Это привело как к разделению в православном мире, так и к появлению новых горячих точек на карте мирового христианства.
© AP Photo / Emrah Gurel
Патриарх Константинопольский Варфоломей
"Предоставление автокефалии — исключительно компетенция Константинополя, о чем свидетельствует традиция православной церкви на протяжении веков... Короче говоря, я повторяю, что Россия не может предоставить автокефалию ни Абхазии, ни кому-либо еще", — заявил он грузинскому телеканалу Formula.
В случае дарования томоса Абхазии патриарх Варфоломей может не только усугубить конфликт с Московским патриархатом, но и рассориться с Грузинским. А это повлечет за собой еще большее разделение в православном мире.