Прожила в ржавой бочке 35 лет. Пенсионеркой из Омска заинтересовался СК

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 18 окт — РИА Новости, Дмитрий Ермаков. Следственный комитет проверяет, почему бывшая крановщица из Омска с 1986 года живет в ржавой цистерне, оставшейся после ликвидации советского военного завода. Местные чиновники предлагают переехать в дом престарелых, но пенсионерка наотрез отказывается — говорит, что готова сменить бочку лишь на полноценную квартиру.

На жизнь — две тысячи

В доме-бочке № 55 по улице Седова нет воды и газа. А два года назад отключили электричество. Светлана Чернова за водой ходит на колонку — за несколько сотен метров. Дом согревает печью-буржуйкой, которая быстро остывает: дрова надо подкидывать каждые три часа.
Родственников у 64-летней Черновой нет, переезжать некуда. Снять нормальное жилье она не может. Единственный доход — 14 тысяч рублей пенсии.
В прошлом году она взяла микрокредит, чтобы купить газовый котел для отопления. Но вскоре попала в больницу с коронавирусом. Пока там лежала, котел украли. Теперь живет на две тысячи в месяц, а остальное до января 2022-го вынуждена отдавать в счет долга.
Чтобы предоставить Светлане квартиру, чиновники требовали документы, подтверждающие законность заселения в цистерну. В том числе планировку жилья — металлического цилиндра длиной около десяти метров. Но этих бумаг у пенсионерки давно нет: потеряла, а восстановить не получается.

Бочка вместо завода

В 2019-м РИА Новости уже рассказывало об омичах, живущих в бочках. Тогда обитаемых цистерн на улице Седова было четыре. Позже все соседи Черновой переехали к родственникам.
В советское время рядом с местом, где стоят эти необычные дома, был военный завод. Служебного жилья сотрудникам не хватало. Поэтому некоторые поселились в цистернах-времянках и встали в очередь на квартиры. Руководство составило отдельные списки: по производственной линии выделить жилье могли раньше, чем по общегородской.
Дома-бочки в Кировском районе Омска
«

"Рядом строили девятиэтажку, обещали в ней двухкомнатную квартиру, — вспоминает Чернова. — Когда распределяли, я на кране работала, и влезла другая женщина, семидесятая в очереди. Позже она продала жилье и уехала в Германию. Я пожаловалась директору. Он пожал плечами: дела у предприятия уже шли плохо, не до меня было".

После распада СССР завод остановился, новые власти не спешили помогать рабочим. Так люди и остались в бочках — без воды, канализации и газа.
Зато электричество было. На все четыре цистерны — одна проводка. Зимой обогреватели не справлялись, жильцы спали в одежде. Летом не лучше: железные дома раскалялись на солнце так, что вентилятор не спасал.
"Разбиваю пальцы в кровь": как слепая мать-одиночка пытается построить дом
Два года назад электрический кабель внезапно отрубили в ходе инвентаризации бесхозных городских сетей. Жилищный департамент отказался решать вопрос со светом: бочка "не является домом". При этом Светлана в ней официально прописана — раньше по этому адресу располагался завод.
В 2000-м году она встала уже в общегородскую очередь на квартиру. Но с тех пор вверх по списку почти не продвинулась.
«

"Жилье почему-то получали другие люди. Я много раз ходила в администрацию, но без толку", — рассказывает пенсионерка.

"Не переселят — в суд"

Общественники обратили внимание на эту историю недавно — после серии публикаций в местной прессе. Сначала к Черновой приехали волонтеры из ОНФ, привезли продукты.
«

"Теперь еды хватит на месяц. Это большая поддержка, ведь жить на две тысячи очень тяжело. Но если не переселят, то до весны не дотяну", — говорит Светлана.

О проблеме узнал председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Поручил разобраться в "причинах длительного отсутствия" у пенсионерки нормального дома и доложить.
Чернова утверждает, что с проверкой к ней никто пока так и не приехал. Воодушевившись, однако, таким вниманием, сама проявила инициативу: 14 октября обратилась в районную прокуратуру.
«

"Написала заявление, чтобы проверили действия департамента жилищной политики. Жду месяц: если не переселят — пойду в суд".

"Заслужила собственный дом"

Вскоре после обращения в прокуратуру Черновой позвонили из администрации и сказали, что подыщут подходящие варианты.
Соцслужбы несколько раз предлагали пожилой женщине переехать в дом престарелых. Уполномоченный по правам человека в Омской области Ирина Касьянова в беседе с местными СМИ отмечала, что в очереди на квартиру стоят 20 тысяч жителей Омска, а люди пенсионного возраста могут обращаться в государственные или частные интернаты.
"Чей это дворец?" Как люди живут в водонапорной башне
Однако сменить хоть и железное, но отдельное жилье на дом престарелых Светлана не согласна. "Чуть ли не насильно заставляли. А я считаю, что заслужила собственный дом. Надеюсь, подыщут квартиру, как я и прошу".
Отказывалась Чернова и от других предложений. Например, недавно двое омичей пригласили жить вместе с ними.
«

"Хотела согласиться. Но посмотрела и поняла: не подойдет. Один дом слишком далеко от города — не наездишься. А во втором мне просто не понравилось. Да и хозяин там без жены — может, и неспроста меня звал".

Светлана говорит, что благодарна всем доброжелателям за предложения. И все же надеется рано или поздно получить собственное нормальное жилье.
Обсудить
Рекомендуем