Культура

Цари и короли. Какие секреты России и Франции открывают Музеи Кремля

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 21 сен — РИА Новости, Анна Нехаева. Роскошные веера, галантные портреты, пышные платья, уникальные сервизы и украшения — в Музеях Кремля открылась масштабная выставка "Франция и Россия. Десять веков вместе". Там рассказывают, как во Франции XI века появилась королева Анна Ярославна, как Петр I отдыхал в Лувре и переманил к нам лучших ткачей из Европы и почему Ницца стала "русской Меккой". В рамках проекта демонстрируют редкие артефакты, которые и во Франции увидеть непросто. О том, почему надо идти, смотреть и слушать, — в материале РИА Новости.

Пожалуй, самым важным и давним связующим звеном между Францией и Россией стал династический брак короля Генриха I с княжной Анной Ярославной, дочерью великого князя Киевского Ярослава Мудрого.

Брак заключили в XI веке: сохранился манускрипт 1060-х с кириллической подписью ANA РЪHNA (от латинского Anna Regina, "Королева Анна").

Ходили слухи, что частью приданого русской королевы было знаменитое Реймсское Евангелие, которое привезли на выставку.

Оно состоит из двух частей: первая написана на древнерусском, кириллицей, а вторая на хорватском — глаголицей. Богатый оклад был утрачен во время Французской революции, позже его передали в библиотеку Реймса.

Существует легенда, что на этом Евангелии присягали почти все французские короли. Правда, многие исследователи эту версию опровергают.

1 из 10

Во второй половине XVII века во Францию отправляли посольства — устанавливать дипломатические контакты. Но страны разделял культурный барьер, нарушался придворный этикет. Однажды российским послам показали постановку труппы Мольера. Во время балетных вставок послы развеселились и попросили принести вина.

"Переломным моментом в отношениях стран стал визит Петра I во Францию в 1717 году, когда приняли решение о постоянных дипломатических связях через послов", — рассказывает куратор Светлана Амелехина.

Петр остановился в Лувре. Затем побывал в соборе Нотр-Дам, любовался городом со смотровой площадки, изучил Дом инвалидов и посетил дворец Тюильри.

2 из 10

Еще Петр отправил во Францию агентов-"вербовщиков" — Лефорта и Зотова. Те пригласили в Россию архитектора Леблона, скульптора Растрелли, живописца Каравака. А приехавшие в Петербург шпалерные мастера основали новое производство, просуществовавшее около 150 лет.

Продолжила традицию приглашения иностранных мастеров императрица Елизавета. Неудивительно, что вскоре в России расцвело такое явление, как галломания. Стало модно изучать французский, приобрели популярность французские вина и деликатесы, не говоря уже о моде.

3 из 10

Когда еще не было Dior, Chanel и Yves Saint Laurent, во Франции уже одевали лучше всех. Например, в экспозиции представлено домашнее платье княгини Марии Федоровны, которое изготовили в ателье Роз Бартен, модистки королевы Марии-Антуанетты.

Пеньюар с бантовой складкой и шнуровкой и юбка из бледно-серого шелка. Они отделаны кружевом, атласными лентами и украшены миниатюрными букетами из искусственных цветов.

Это не единственный предмет гардероба, прибывший тогда из Франции: в дворцовых документах сохранились счета на платья и аксессуары от модистки зарубежной королевы.

4 из 10

Екатерина II вела переписку с Вольтером, Дидро и Фридрихом Мельхиором Гриммом, советовалась с ними, какие предметы приобретать для картинной галереи Эрмитажа. По ее указаниям русские дипломаты в Европе покупали на аукционах такие шедевры, как "Возвращение блудного сына" Рембрандта и "Танкред и Эрминия" Пуссена.

Ну а аристократия нанимала именитых живописцев, чтобы те запечатлели их жен, сестер, дочерей. Французы, славившиеся вниманием к деталям, были очень популярны. Так, портрет графини Дарьи Черновой (Салтыковой) заказали модному мастеру Франсуа-Юбер Друэ — младшему. Фактуру кружев, атласа и украшений художник передал удивительно точно.

Потом ему заказали и парный портрет сестры Дарьи — Натальи, которая стала прототипом старухи-графини из повести "Пиковая дама" Пушкина.

5 из 10

Французы тоже коллекционировали русское искусство.

Так, живописец и гравер Жан-Батист Лепренс работал в России вместе с семьей (его старший брат поставлял мебель и зеркала из Франции для Зимнего дворца). Лепренс собирал народные костюмы и кукол из разных губерний, которыми потом вдохновлялся.

По возвращении во Францию он представил в Парижском салоне картину в духе рокайльных пасторалей — "Русская колыбель".

"Лепренс привез на нынешний Салон всю Россию: ее столицу, ее жителей и ее обычаи", — писали тогда в журнале "Французский Меркурий".

Позднее, во второй половине XVIII века, "русские" сюжеты (так называемые russeries) Лепренса часто воспроизводили на веерах, изделиях Севрской мануфактуры и серии шпалер "Русские игры" мануфактуры Бове.

6 из 10

Императоры порой дарили другу другу сервизы к памятным датам.

Так, Наполеон после личного знакомства с Александром I и заключения Тильзитского мира подарил российскому императору так называемый Олимпийский сервиз. Этот десертный набор создали на знаменитой фарфоровой мануфактуре Севра к бракосочетанию младшего брата Наполеона, Жерома Бонапарта, с немецкой принцессой Екатериной Вюртембергской.

Сервиз украшен мифологическими сюжетами и состоит из 166 предметов. Интересно, что, несмотря на теплые в то время отношения между правителями, этим сервизом в России ни разу не пользовались. "Он 25 лет находился в Сервизной кладовой Зимнего дворца, а в 1832 году по указанию императора Николая I его отправили в Москву", — поясняет куратор.

7 из 10

Несколько экспонатов на выставке связаны с Наполеоном. В том числе живописные.

Хорошие фотографы — на вес золота, а те, кто снимает официальных лиц, должны ловить кадры, не раздумывая. Раньше их роль выполняли придворные живописцы.

Пример фотофильтра для императора — портрет Наполеона Бонапарта кисти Марка-Луи Арло.

На портрете он изображен в коронационном облачении. На оборотной стороне надписано, что миниатюру выполнил швейцарец Марк-Луи Арло. Это копия с этюда ведущего портретиста наполеоновского двора Франсуа Жерара.

Интересно, что копии этой знаменитой картины сделали почти для всех французских представительств за рубежом, а несколько из них поднесли в дар европейским монархам.

В эпоху, когда не было интернета, официальные изображения передавали именно так.

8 из 10

После Александра I, со второй половины XIX века, русские стали активно посещать Лазурный Берег.

Традицию основала вдовствующая императрица Александра Федоровна, посетив побережье Франции в зимний период.

Она останавливалась на разных виллах, общалась с местным высшим светом. Затем на юг Франции стали все чаще приезжать русские аристократы и состоятельные путешественники.

Специально для них Международное общество спальных вагонов открыло прямое сообщение между Петербургом, Ниццей и Каннами.

Сезон обычно начинался в конце декабря и заканчивался перед Великим постом.

9 из 10

Еще один важный экспонат — свидетель российско-французских связей: шлем (или так называемая шапка Ерихонская).

Вместе с 64 другими предметами шлем участвовал во Всемирной выставке 1867 года в Париже. Для нее Оружейная палата отобрала самые лучшие образцы из своей коллекции.

Интересно, что шлем сделали в Турции в XVI веке, его первый владелец — думский боярин и воевода князь Федор Иванович Мстиславский, а после ерихонка перешла в царскую казну.

И хотя после этого Россия примерно 30 лет не участвовала в международных промышленных выставках, начало межмузейных коллабораций получилось впечатляющим.

10 из 10
Обсудить
Рекомендуем