МОСКВА, 7 сен — Проект "Россия — Китай: Главное". Китайские археологи с каждым годом обнаруживают все больше свидетельств существования на территории нынешнего Китая древних цивилизаций. Одни из самых загадочных находок сделаны в поселении Саньсиндуй. Теперь у археологов есть достаточно доказательств, чтобы сделать вывод: три тысячи лет назад в этом районе процветала богатая и развитая цивилизация. Как китайские археологи ищут разгадки давно ушедших цивилизаций в Китае — в материале проекта "Россия — Китай: главное".
Древние находки
Археология — одна из самых романтичных профессий, она позволяет в прямом смысле прикоснуться к древности, заглянуть за завесу тысячелетий и представить, как жили далекие предки. В Китае в последние десятилетия археологические раскопки становятся все более популярными. Этому способствуют фундаментальные открытия китайских специалистов.
Недавно внимание всех СМИ в стране было приковано к местечку Саньсиндуй неподалеку от города Чэнду в провинции Сычуань. Многодневные прямые трансляции по телевизору и радио в прайм-тайм были посвящены раскопкам древних захоронений. Такое внимание было оправданно: открытия пролили свет на то, как различные народы и культуры, проживавшие тысячи лет назад на территории нынешней КНР, слились позднее в единую китайскую цивилизацию.
Находки в местечке Саньсиндуй еще с 1980-х годов переворачивают представления ученых о развитии Китая. В 1986-м там обнаружили две большие ямы с жертвоприношениями, среди которых находились тысячи редких предметов. Недавно поиски возобновились: с ноября 2019-го по май 2020-го обнаружили еще шесть ям, в которых тысячелетиями хранились бронзовые сосуды, утварь и украшения, в том числе из слоновой кости и золота.
Одна из самых знаменитых находок — гигантская бронзовая маска 135 сантиметров в ширину и 74 сантиметра в высоту. Специалисты полагают, что это, вероятно, самая крупная бронзовая маска, найденная в захоронениях по всему миру. Сейчас ее можно увидеть в местном музее.
Радиоуглеродное датирование подтвердило, что образцы, извлеченные из ям, попали туда между 1199-м и 1017 годом до нашей эры. То есть им от трех до 3,2 тысячи лет.
CC BY-SA 4.0 / Tyg728 /
Бронзовая маска из местечка Саньсиндуй
Другая история
Как бы то ни было, китайские археологические открытия не вызывают на Западе такого восторга, как ближневосточные или египетские. Некоторые исследователи полагают, что у такой несправедливости есть историческая причина. Раскопки в Египте или в средиземноморских странах еще с позапрошлого века проводят в основном европейцы, а археология в этой части света связана с колониальной историей. Более того, здешние места имеют больше культурных связей с западными миром. По крайней мере, так принято считать — дело в неразрывной связи христианских цивилизаций с древними Римом, Грецией и Египтом. Об этих странах можно прочесть в Библии, и они стали частью исторического и культурного развития стран Европы и Америки.
В то же время китайская археология будто бы не связана с Западом. Однако такой взгляд ошибочен. Около шести процентов американского населения происходят из Азиатского региона, полтора процента из них — китайского происхождения. Чуть меньше — около одного процента — населения Франции, Британии, Италии имеют китайские корни. Древние цивилизации — достояние истории всего человечества и не должны делиться по важности на основании географии и связи с Египтом, Римом и Грецией.
Впрочем, история китайской археологии отличается от египетской не только этим. Открытия в Поднебесной в основном делали сами китайцы, раскопки не были проектами колонизаторов.
И сама археология в китайской истории выглядела иначе. Китайские аристократы веками собирали и каталогизировали артефакты, выставляли их у себя в домах. Обладание древней вещицей считалось признаком знатности, связи с предками. Лишь в начале XX века археологические находки стали рассматривать с точки зрения науки. Под руководством китайских ученых, таких как Ли Цзи, археология быстро стала дисциплиной, тесно связанной с традиционной историей. Основной теорией стало представление о том, что истоки китайской цивилизации, уходят корнями во времена Трех династий — Ся, Шан и Чжоу, правивших на равнинах бассейна Хуанхэ на территории нынешних провинций Хэнань, Шэньси и прилегающих районов.
В 1920-х китайские специалисты сделали свое первое значимое научное открытие: обнаружили последнюю столицу династии Шан, датируемую примерно 1250-1050 годами до нашей эры. Она находилась недалеко от города Аньяна в провинции Хэнань — самом сердце Великой китайской равнины. Когда-то здесь был город с большим населением, дворцами, королевскими гробницами. Люди поклонялись богам, делали жертвоприношения, выращивали крупный рогатый скот, а кости использовали в ритуальных гаданиях, с которых и началась китайская иероглифическая письменность. Долгое время это место считали эпицентром китайской культуры.
Терракотовые воины императора Цинь Шихуана
Вторым крупным археологическим открытием, внесшим вклад в эту теорию, стали обнаруженные в 1974 году в Сиане терракотовые фигуры воинов, охранявших гробницу первого императора Китая Цинь Шихуанди, который жил до 210 года до новой эры. Нашли это громадное захоронение случайно, когда начали расширять аэропорт и строить ветку метро. За последние годы в Сиане, одном из старейших городов Китая и его древней столице, насчитывающей около 1100 лет, археологи обнаружили тысячи новых артефактов, датируемых столетиями. И это притом что музейный комплекс Терракотовой армии, который сегодня можно посетить, охватывает далеко не весь некрополь.
Случайные находки в археологии не редкость. Например, во время строительства нового кампуса Северо-Западного университета политологии и права в 2002 году археологи обнаружили гробницу Чжан Тана, высшего судебного чиновника династии Хань, умершего в 160 году до новой эры. Годом ранее на территории кампуса Сианьского технологического университета была обнаружена могила Ли Чуй, принцессы из династии Тан (618-907 годы новой эры).
Несмотря на то что в "колыбели китайской цивилизации" найдено столько гробниц, археологи с каждым годом делают все больше удивительных открытий. Они позволяют сделать вывод, что у нации куда более глубокие и разнообразные корни, чем было принято считать ранее.