Захват самолета Ил-76 в Кандагаре в 1995 году

Читать на сайте Ria.ru
В 1990-е годы после распада Советского Союза многие сферы в стране переживали упадок, авиация не была исключением. Самолеты вместе с экипажами активно арендовали предприниматели или иностранные компании. Им приходилось перевозить различные народно-хозяйственные грузы, а также военную технику и оружие в разные страны, в том числе в те, где шли боевые действия.
К таким государствам относится Афганистан, где с 1973 года идет гражданская война между различными общественно-политическими и националистическими силами страны. В 1993 году после падения правительства, сформированного Народно-демократической партией и прихода к власти оппозиционной партии, гражданская война обострилась.
Правительство президента Афганистана Бурхануддина Раббани контролировало лишь столичный регион, полевые командиры разделили власть в провинциях. В начале 1995 года с территории Пакистана в Афганистан вторглись значительные силы радикального исламского движения "Талибан"* (террористическая организация, запрещенная в РФ), которые стали устанавливать на захватываемых территориях жесткий теократический режим, навязывая населению ограничения в общественно-политической жизни в рамках проповедовавшегося ими "чистого ислама".
Им противостоял Северный альянс – коалиция различных этнических сил во главе с Ахмадом Шахом Масудом, который оставил в 1993 году пост министра обороны Афганистана, но фактически продолжал руководить Комитетом по делам обороны.
По заказу правительства Раббани был зафрактован транспортный самолет Ил-76 (бортовой номер RA-76842) казанской авиакомпании "Аэростан" для перевозки груза из Тираны (Албания) в Баграм (Северный Афганистан), который контролировался войсками Масуда. В Албании на воздушное судно загрузили 1304 ящика с патронами калибра 7,62 миллиметра для стрелкового оружия, которые, согласно международным нормам, относились к амуниции и были разрешены к перевозке на самолетах.
Кроме того, существовал договор между Албанией и Афганистаном на перевозку партии стрелкового оружия и боеприпасов.
3 августа 1995 года самолет Ил-76, экипаж которого состоял из семи человек под руководством командира воздушного судна Владимира Шарпатова, вылетел из Тираны. Похожие коммерческие рейсы в Баграм экипаж уже выполнял, перевозя различные грузы. Они прошли благополучно. В этот раз во время совершения полета над контролируемой боевиками движения "Талибан"* (террористическая организация, запрещенная в РФ) территорией Афганистана диспетчер связался с экипажем по радиосвязи с земли и потребовал посадить самолет для досмотра перевозимого на его борту груза. В хвост транспортнику пристроился истребитель МиГ-21. Командир Ил-76 под угрозой атаки был принужден совершить посадку в районе Кандагара. При досмотре в одном из ящиков были обнаружены малокалиберные снаряды, запрещенные для перевозки на гражданских самолетах.
По одной из версий, злополучный ящик был загружен на борт в последний момент агентами "Талибана"* (террористическая организация, запрещенная в РФ) в Тиране.
Членов экипажа арестовали, обвинив во вмешательстве во внутренние дела Афганистана и поставках оружия "Северному альянсу". Разместили в две небольшие хозяйственные пристройки одной из гостиниц Кандагара. К ним приставили вооруженную охрану, подогнали тяжелую технику – танк и зенитное орудие.
Более года (378 дней) члены экипажа самолета находились в плену в очень тяжелых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи, не имея нормальной одежды.
Из-за антисанитарии и недоедания многие заболели. Пилоты подвергались психологическому давлению и постоянным угрозам. Их склоняли к принятию ислама, работе на "Талибан"* (террористическая организация, запрещенная в РФ) и постоянно угрожали казнью в соответствии с нормами шариата.
Все это время российские власти пытались договориться об освобождении экипажа, хотя рейс не был согласован с правительством России. На федеральном уровне сделать можно было немного, поскольку никаких дипломатических каналов с движением "Талибан"* (террористическая организация, запрещенная в РФ) у государства не было. Пришлось действовать региональным властям.
Уже на пятый день после захвата в Кандагар прибыла официальная делегация из Татарстана. Помощник президента Татарстана Тимур Акулов 26 раз лично летал в Афганистан на переговоры с талибами. Их уговаривали освободить летчиков в обмен на поставки грузовых автомобилей "КамАЗ", запчастей для вертолетов, предлагали денежный выкуп и гуманитарную помощь. Дважды в Кандагар приезжали представители российского МИДа и посольства в Пакистане. Дипломаты обращались за содействием к руководству Саудовской Аравии и Пакистана, в Совет Безопасности ООН.
В переговорном процессе принимали участие президент США Билл Клинтон, вице-президент США Альберт Гор и премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто. Однако усилия дипломатов и международных посредников не увенчались успехом. Им удалось добиться лишь разрешения на переписку и ряда встреч с летчиками.
Постепенно члены экипажа пришли к выводу, что единственный способ вырваться на свободу – бежать на своем самолете, который стоял в аэропорту Кандагара полностью заправленным. Ил-76 перед полетом в Афганистан заправили с расчетом на обратный рейс, а талибы топливо не слили.
Летчики убедили талибов, что без техобслуживания двигатели Ил-76 выйдут от жары из строя. Сначала их группами возили на аэродром, оставляя кого-то в заложниках, а потом и всех вместе. За несколько месяцев пилоты приучили талибов и охрану аэродрома к тому, что они находятся рядом с самолетом. Российскому экипажу разрешали запускать для прогона двигатели и даже делать пробежки по взлетной полосе.
16 августа 1996 года экипаж повезли на очередное техобслуживание самолета.
Воспользовавшись ослаблением бдительности из-за пятницы (выходной у мусульман) и времени молитв, летчики завели самолет и стали выруливать на взлетно-посадочную полосу. Несколько минут охрана аэродрома никак не реагировала на эти действия, а заподозрив неладное, на нескольких машинах двинулась наперерез воздушному судну.
Разминувшись с ними в нескольких метрах, Ил-76 стал разгоняться до необходимой для отрыва скорости 280 километров в час. Из-за жары тяга двигателей была неполная, и летчикам для этого не хватило полосы. Благодаря мастерству пилотов самолет взлетел на скорости 230 километров в час, оторвавшись от земли на последней плите полосы.
Находившихся на борту охранников члены экипажа самолета разоружили и связали. Пока Ил-76 набирал высоту, службы аэродрома безуспешно пытались найти пилота единственного истребителя, который, воспользовавшись выходным, уехал из города.
Для обмана погони экипаж направил самолет не в Россию, а к иранской границе, а оттуда через Персидский залив – в Объединенные Арабские Эмираты. Полет над территорией Афганистана проходил на высоте 50-70 метров, чтобы самолет не был замечен средствами ПВО. У границы с Ираном радист связался с Тегераном и назвал пароль-разрешение на полет через страну, которыми пользовались рейсовые самолеты.
Его по просьбе членов экипажа привезли в одну из встреч представители их авиакомпании. Иран разрешил пролет. К вечеру 16 августа экипаж самолета Ил-76 совершил благополучную посадку в Объединенных Арабских Эмиратах, где их встретили представители российского посольства. Из России за ними прислали Ил-62 с делегацией. Перед возвращением на Родину до трапа самолета членов экипажа провожал лично наследный принц эмира.
Указом президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года за героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана, командиру самолета Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину было присвоено звание Героев Российской Федерации. Остальные члены экипажа: штурман Александр Здор, бортинженер Асхат Аббязов, ведущие инженеры Сергей Бутузов, Виктор Рязанов, бортрадист Юрий Вшивцев, награждены орденами Мужества.
После возвращения из плена Шарпатов некоторое время продолжал работать в компании "Аэростан", но 1 декабря 1998 года был уволен "по сокращению штатов".
Переехав в Тюмень, он еще четыре года проработал в местной авиакомпании на Ил-76, затем ушел с летной работы. Второй пилот Газинур Хайруллин также продолжил работу на предприятиях гражданской авиации.
Грузовой транспортный самолет Ил-76, регистрационный номер RA-76842, в 2004 году был приобретен авиакомпанией "Авиакон Цитотранс" из Екатеринбурга. В составе летного парка авиакомпании самолет перевозит грузы по всему миру, участвует в гуманитарных миссиях ООН и Красного Креста.
За время нахождения в собственности "Авиакон Цитотранс" воздушное судно побывало более чем в 100 странах.
В 2009 году по событиям 1995-1996 годов режиссером Андреем Кавуном был снят фильм "Кандагар". В прокат фильм вышел в 2010 году.
В 2015 году самолету авиакомпании "Ямал" было присвоено имя Героя России Владимира Шарпатова. Его имя также носит кадетская школа в Новом Уренгое.
*Террористическая организация, запрещенная в России.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Обсудить
Рекомендуем