МОСКВА, 15 мая — РИА Новости, Антон Лисицын. День независимости Израиля прошел в обстановке, напомнившей ту, в которой эта страна появилась на карте мира. На сотни ракет, летящих из сектора Газа по жилым кварталам, ЦАХАЛ отвечает авиационными и артиллерийскими ударами. Военные пытаются уничтожить стартовые площадки "Кассамов", гнезда корректировщиков и "метро" — туннели с территории Палестинской автономии. Но в нынешнем обострении давнего конфликта есть особенность — противоборствующие стороны больше заняты внутренней политикой.
Даты скорби и торжества
Сектор Газа давно стал символом арабо-израильского конфликта. А с 2007-го этот клочок земли превратился в крепость ХАМАС — исламистского движения, не желающего смириться с существованием Эрец Исраель (Государства Израиль). А ведь эта структура возникла как благотворительная, Тель-Авив поддерживал ее в противовес Организации освобождения Палестины (ООП), которая в 1980-х выглядела объединением фанатиков. Так вот, нынешние боевые действия разворачиваются в преддверии выборов в Палестине. Причем ХАМАС и партия ФАТХ горячо спорят из-за даты голосования.
ФАТХ, созданная на основе ООП, считается сейчас умеренной — в конце 1980-х официально отказалась от террористических методов. И именно в это время прикованный к инвалидной коляске шейх Ахмед Ясин, основатель ХАМАС, призвал во всех израильтянах видеть захватчиков. Беспокойный шейх, родившийся под Ашкелоном, по которому сейчас бьют ракеты, погиб тоже в секторе Газа — его ликвидацию санкционировал тогдашний премьер Израиля Ариэль Шарон. Лидера ХАМАС убила ракета с израильского вертолета.
Сектор Газа — часть несостоявшегося арабского государства на земле Палестины. Стране, которая была только на карте Организации Объединенных Наций, должны были принадлежать и Западный берег реки Иордан, и нынешние территории Израиля на севере.
Еврейское и арабское государства, по замыслу тех, кто рисовал границы в ООН, получали по три слабо связанных друг с другом куска суши. Но все сразу пошло не так.
Четырнадцатого марта 1948 года Палестину покинули британские войска, и тут же был провозглашен Эрец Исраель. В еврейском государстве теперь это День независимости. А 15 марта началась первая арабо-израильская война. У арабов это день "Накба" ("Катаклизм") — исхода палестинцев с родных земель. С другой стороны, из арабских стран после раздела Палестины изгнали сотни тысяч евреев.
Российский востоковед, эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов считает 1948 год ключевым в истории арабо-еврейского противостояния. "Конечно, нынешние процессы запустило создание Государства Израиль. Все остальное тоже имеет значение — еврейская иммиграция до Второй мировой войны, взаимный террор — как арабских, так и сионистских группировок, но точка невозврата — возникновение Израиля в его современном виде", — объясняет он.
Границы, которые отводили арабам и евреям по три анклава, сделали войну неизбежной — никакая страна не может существовать разорванной на части. "В этом смысле в 1948-м арабы и евреи были обречены на конфликт", — отмечает собеседник агентства.
Израильский политолог Авигдор Эскин напоминает, что все государства Ближнего Востока созданы дипломатией европейских столиц. "Когда говорят про какую-то "искусственность" Израиля, которого, дескать, не было, сразу можно ответить, что Ирак, Сирию и прочие страны просто нарисовали на карте победители в Первой мировой войне — Англия и Франция", — подчеркивает он. И добавляет: "С какой стороны ни посмотри, любые границы в регионе — результат двух мировых войн".
Арабский общественный деятель Джавдат Манна указывает, что права палестинцев на государство, на свои земли и дома, на возвращение гарантированы резолюциями ООН: 181-й Генеральной ассамблеи, которая и содержала план раздела Палестины, и 242-й, выпущенной Советом Безопасности, — она требует вывода израильской армии со всех территорий, оказавшихся под контролем Тель-Авива по итогам Шестидневной войны 1967-го.
Как враги стали союзниками
В противостояние втянуты другие силы. "На конфликт больше влияет позиция Ирана и Турции, — полагает Эскин. — Удивительным образом слились враждующие друг с другом сунниты и шииты, идеология "Братьев-мусульман"* ушла в прошлое, но остался порожденный ими ХАМАС".
Израильский авиаудар по Газе
Расклад в ближневосточной политике вокруг Израиля менялся не раз. В молодое государство, создававшееся при поддержке Советского Союза, с санкции Москвы поступало чехословацкое оружие, в том числе трофейное нацистское. Так Армия обороны Израиля получила "Мессершмитты". Немецкие истребители со звездами Давида, атакующие над Палестиной британские "Спитфайры" и американские С-47 со знаками Королевства Египет, — яркое свидетельство трагической парадоксальности той ситуации.
Политика СССР на израильском направлении тоже совершала причудливые пируэты. В 1947-м советский посол при ООН Андрей Громыко говорил: "Еврейский народ перенес в последней войне исключительные бедствия и страдания". И Москва выступила за создание на палестинских землях еврейского государства. Но затем Кремль занял резко антиизраильскую позицию, фактически перейдя на сторону арабских государств. Смену курса объясняют по-разному — в том числе тем, что Сталин хотел видеть Израиль оплотом социализма в регионе в противовес капиталистическим арабам.
"В конце советского периода Москва нормализовала разорванные ранее отношения с Израилем. Сейчас позицию России можно охарактеризовать как совпадающую с большинством государств мира и отвечающую резолюции ООН. Уже нет былой солидарности с арабскими странами, которые отказывались идти на компромиссы. На Смоленской площади говорят о праве палестинцев на собственное государство, но конкретных территорий, как и во всех столицах, стараются не называть. Все же там столько запутанного даже для профессиональных дипломатов", — подводит итог Семенов.
Арабо-израильское противостояние действительно долгое время было важным фактором для политики Ближнего Востока. Но сегодня, по мнению Эскина, многое изменилось: "Израиль и то, что происходит вокруг него, — мизерная доля проблем региона. Посмотрите, что творится в Сирии, Ираке и Йемене: там все горит".
Плата за мир
Джавдат Манна настаивает на том, что удары по израильской территории — это "оборона палестинцев от оккупантов". В секторе Газа живут потомки тех, кто бежал из своих домов в 1940-х. "Любые военные операции Израиля палестинцы рассматривают как агрессию, агрессию против тех, кого изгнали с собственной земли", — объясняет он.
Палестинец бежит в укрытие во время израильского авиаудара в городе Газа
"Ракеты из сектора Газа запускают от школ и мечетей. Как будто специально, чтобы гражданское население пострадало от ответного огня. Когда израильская армия отвечает, а она вынуждена отвечать, израильские спецслужбы пеленгуют тех, кто оказался в опасной зоне, и звонят этим людям: "Уйдите оттуда, сейчас туда нанесут удар", — говорит Эскин. — А из Газы за последние трое суток по жилым кварталам, гражданским объектам выпустили две тысячи ракет. Это двойное преступление против человечности".
Нынешнее же обострение, по его словам, началось с обычного хозяйственного спора: "Одни купили дома — законно, другие им продали. Да, по решению суда выселяют арабские семьи, но точно так же поступают и с еврейскими. Это предлог, а причина указана в Хартии ХАМАС, в которой прямо говорится об уничтожении Израиля и истреблении евреев". По его мнению, выход, хотя бы тактический, ситуативный — лишь в разоружении ХАМАС и других боевиков.
Арабская сторона по-прежнему апеллирует к резолюциям ООН: евреи должны выполнить то, что решили еще десятилетия назад.
В других условиях это был бы спор из-за имущества муниципального уровня. Но в этом противостоянии любая стычка приобретает характер войны из-за земли. К тому же не только Палестина — Израиль тоже фактически находится в предвыборной гонке: за два с небольшим года там уже четыре раза проводили выборы. И война, безусловно, повлияет на исход очередного голосования.
*Признана террористической организацией и запрещена в России.