МОСКВА, 28 апр - РИА Новости. Открытие навигации и освобождение рек ото льда традиционно отмечалось в России, а с появлением флота и развитием судоходства в больших городах возникли свои церемонии проведения праздника. Наиболее пышные торжества проходили, разумеется, в столице государства – Санкт-Петербурге. О том, как с давних времен в России праздновали первый день чистой воды, читайте в нашем материале.
Первый церемониал по случаю замерзания и вскрытия Невы появился при Петре I, практически с основанием Санкт-Петербурга. Согласно документальным источникам, один из придворных шутов барабанным боем возвещал жителей о появлении льда на реке, после чего был обязан первым перейти на другой берег в каком-нибудь странном наряде в сопровождении своих товарищей, из которых один нес холщовое знамя, а другие следовали с лопатами, веревками и крючьями.
Вскрытие Невы ото льда возвещалось тремя пушечными выстрелами из Петропавловской крепости, и первым переезжал Неву сам царь или в его отсутствие генерал-адмирал. Во второй половине XVIII века эта почетная и приятная обязанность была возложена на коменданта Петербурга: он переплывал реку в шлюпке, чтобы сообщить новость императору, а тот в свою очередь вручал ему известную сумму денег.
© Фото : Общественное достояние
Петр I и Екатерина, катающиеся в шняве по Неве. Гравюра XVIII века
"День вскрытия Невы ото льда стал одним из светских праздников в новой столице", – писала историк Марина Короткова в своей книге "Традиции русского быта". – "Пушечная стрельба с Петропавловской крепости возвещала об открытии на реке навигации. Водное пространство заполнялось лодками, яликами, яхтами, которые создавали праздничную сутолоку. Обыкновенно водная процессия катающихся двигалась к Екатерингофу, где гостей ожидала великолепная закуска и танцы. Многие из катающихся страдали морской болезнью, дамы не могли привыкнуть к морю, и у них кружилась голова. Неумение управлять судами подвергало всех опасности. Во время бурь и дождей намокали платья и съезжали набок напудренные парики, но отказаться от катания было нельзя: это было насильственной волей царя".
Постепенно катания на воде стали превращаться из подневольной повинности в приятное удовольствие. Во второй половине XVIII века они перенеслись в усадьбы с водоемами. Нежелающие кататься превращались в зрителей на берегу и наблюдали за водными процессиями.
Александр Башуцкий в "Панораме Санкт-Петербурга", изданной при Николае I, в 1834 году, также описывает праздник начала навигации: "При освобождении ото льда Невы жители двух противоположных берегов, нередко по нескольку дней разлученные трудностью сообщения, с любопытством и нетерпением спешат на набережные величественной реки, чтобы видеть церемонию, открывающую судоходство по оной… Тысячи жителей, шумно толпящихся на обоих берегах Невы, освободившей светлые волны свои от хладного покрова; пушечные выстрелы; громкое ура матросов, пристающих к берегу на судах, и бесчисленное множество яликов… оживляют сие зрелище".
Во второй половине XIX века, при Александре II, все надлежащие праздничные мероприятия окончательно были оформлены в отдельный документ – "Церемониал при вскрытии реки Невы от льда и открытии по оной судоходства", утвержденный 10 марта 1869 года.
Согласно порядку, в адмиралтейском павильоне, находившемся напротив Зимнего дворца, приспускался флаг до половины флагштока. По этому условному сигналу управляющий санкт-петербургской речной полицией выезжал от домика Петра Великого на гребном судне, вооруженном фальконетами (небольшими чугунными орудиями), и следовал к Петропавловской крепости. Управляющего сопровождали "партикулярные гребные суда", хозяева которых пожелали участвовать в церемонии.
Одновременно от Адмиралтейства к крепости выезжал на судне, также вооруженном фальконетами, главный командир Санкт-Петербургского порта либо капитан над портом, за ним следовали императорский катер, катера генерал-адмирала и управляющего Морским министерством.
© Фото : Общественное достояние
Церемония открытия навигации на Неве. Гравюра 1880-х гг.
Поравнявшись с серединой Петропавловской крепости, катера салютовали друг другу залпами из орудий, после чего на середину реки выезжал комендант крепости. Главный командир порта уведомлял его о свободном сообщении по левую сторону реки, управляющий речной полицией – о свободной ото льда воде на правой стороне реки, затем все гребные суда колонной направлялись к Дворцовой пристани.
Приближаясь к Зимнему дворцу, комендант Петропавловской крепости салютовал ему семью выстрелами. Команды всех катеров, приставая к берегу у Дворцовой пристани, троекратно кричали "ура". После этого процессия входила во дворец и рапортовала императору об открытии судоходства.
Затем об открытии судоходства по Неве главный командир порта рапортовал генерал-адмиралу и управляющему Морским министерством, а управляющий речной полицией – санкт-петербургскому обер-полицмейстеру. И только после соблюдения всех этих формальностей судоходство по Неве считалось официально открытым. Так образом это событие отмечалось вплоть до революции.
С приходом советской власти праздник утратил свою пышность, но не потерял значения, и, несмотря на отсутствие единого порядка, в том или ином виде его отмечали по всей стране. К примеру, в своих мемуарах Иван Твардовский так описывал открытие судоходства на Вятке в середине 1930-х:
"Начало навигации отмечалось в Туреке как праздник. Встречать первый пассажирский пароход выходили стар и мал. Речная гладь просматривалась далеко вверх и вниз, и множество людей терпеливо и пристально, со сладостным трепетом всматривались в даль, и казалось, каждый только и желал первым заметить и первым же успеть объявить: "Идет!" Но заметить первым среди сотен ревностно ожидающих вряд ли кому удавалось. "Идет!" – выкрикивалось громом смешения голосов над массой всплеснувших рук и прыгающих тел. Прерывисто хлопая плицами и сбавляя скорость, пароход обманчиво вырастал в объеме и осторожно прижимался к пристани, как бы утопая в гуле радостных приветствий, пожеланий, поздравлений и суетных движений собравшихся".
Традиция отмечать начало навигации существует и сейчас. Где-то этот день проходит весело и ярко, при большом стечении народа, а где-то буднично, по-деловому.
Парад теплоходов в честь открытия пассажирской навигации по Москве-реке. Архивное фото
В Москве уже несколько лет проводится речной фестиваль, включающий в себя и парад служебных и прогулочных судов, и выступления спортсменов, и музыкальное шоу. А, скажем, в Новосибирске, окончание ледохода на Оби отмечают маршем курсантов, концертом, мастер-классами и познавательными экскурсиями на теплоходах.
В некоторых городах и селах, как прежде, собираются на берегу, жгут костры, поют песни, устраивают гуляния и встречают первый корабль. Но, как и много веков назад, открытие навигации в России остается радостным событием – праздником чистой воды.с