МОСКВА, 14 апр — РИА Новости, Ирина Бадмаева. За первый квартал машины подорожали на восемь процентов, подсчитали игроки рынка. И это далеко не предел. Цены разгонит утилизационный сбор, который в правительстве намерены повысить на 25 процентов. Добавьте к этому слабый курс рубля и дефицит, уточняют дилеры. РИА Новости выясняло, стоит ли бежать в автосалон за покупкой или лучше подождать.
"Черный апрель" на российском автомобильном рынке
Большинство автомобильных брендов поднимут цены. Причем как на премиальные модели, так и в среднем сегменте. Volvo — на 50-150 тысяч рублей, Volkswagen — 50-60. Land Rover планирует прибавить три-пять процентов, BMW — почти четыре, Audi, Renault — три-четыре.
Апрель вообще несчастливый месяц для авторынка. Год назад грянул карантин, и продажи рухнули на 72,4 процента. Экстренно наладили онлайн-торговлю с новыми услугами: дезинфекция и доставка машин к дому покупателя. Но это не сильно помогло.
В Китае проблемы возникли еще в феврале, в США и Европе — в марте. Поставки автомобилей и комплектующих на российский рынок замедлились. Летом заводы не работали, поэтому дилеры получали заказы с большой задержкой. Образовался дефицит, цены устремились вверх. Так, в марте седан Peugeot 408 подорожал почти на восемь процентов — на сто тысяч рублей. В массовом сегменте лидируют Skoda Suberb (плюс четыре процента, 108-113 тысяч) и новинка рынка JAC J7 (больше трех с половиной процентов, 20-50 тысяч). У Opel Vivaro — три процента, 60 тысяч рублей).
Инфляция в первом квартале превысила полтора процента, что сказалось на всех товарах, в том числе автомобилях. Доллар с января подорожал на три рубля. Почти 90 процентов легковушек производится на российских заводах, но предприятия зависят от импортных деталей.
А очередь на некоторые модели расписана на год вперед. "Дилеры однозначно постараются извлечь максимум из сложившейся ситуации, отказываясь от спецпредложений и неохотно торгуясь с покупателями — если этот не купит, найдется другой", — отмечает Николай Переславский, сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute.
Рабочий устанавливают стекла в автомобиль на участке сборочного конвейера завода Hyundai Motor Manufacturing Rus в Санкт-Петербурге
Раньше производители, работающие на российском рынке, выпускали машин больше, чем требовалось, поэтому предлагали скидки. К тому же был распространен демпинг. Пандемия все это перечеркнула.
Цены пошли в рост
Скажется на ценовой политике и увеличение на 25 процентов утилизационного сбора. Согласно проекту Минпромторга, базовая ставка на легковушки составит 25 тысяч рублей, на тяжелые грузовики и прицепы — 187,5. Для новых машин, которые покупают за границей для личного пользования, — не более четырех с половиной тысяч рублей, причем вне зависимости от объема двигателя. Для машин с пробегом — не больше шести с половиной.
В пояснительной записке проекта говорится, что на автомобили российского производства цены не вырастут — предусмотрена государственная компенсация. Что касается импорта, то доля утильсбора там — порядка пяти процентов, указывают в Минпромторге. К тому же в 2018-м ввозную пошлину снизили с 20 до 15 процентов. Таким образом, существенного удорожания не ожидается.
И хотя утильсбор пока не увеличили, производители уже включают его в стоимость. Проценты накидывают с начала года. Поэтому, если повышение утвердят, цены прибавят еще минимум один-два процента, предупреждает Юрий Сагинов, доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ имени Г. В. Плеханова.
Ажиотажу способствует и желание покупателей запрыгнуть в последний вагон дешевых кредитов. Правительство продлило государственную финансовую программу для автомобилей, которые собирают в России. Среди льготников — семьи с несовершеннолетними детьми, водители, которые до этого не имели машину, те, кто готов сдать старый автомобиль, а также сотрудники государственных медицинских учреждений.
Работа мегамолла "ТрансТехСервис"в Казани
При покупке машины отечественной сборки скидка — десять процентов, но не более 150 тысяч рублей. Для жителей Дальнего Востока — 375 тысяч. Срок кредита — до трех лет, оформление сделки — только в официальном дилерском центре. И в акции принимают участие лишь автомобили, выпущенные после 1 декабря 2020 года.
"Поэтому не стоит удивляться, если к концу 2021-го подорожание достигнет десяти процентов — как в бюджетном, так и в премиум и люкс-сегменте", — подчеркивает Николай Переславский.
По его словам, цены начнут снижаться не раньше второго квартала следующего года. Поэтому, если автомобиль сейчас необходим и содержимое кошелька позволяет, то не стоит откладывать покупку. Однако, учитывая, что доходы продолжают падать, лучше запастись терпением, поскольку в 2022-м будет проще с выбором, лояльностью продавцов и ценами.