МОСКВА, 12 апр — РИА Новости. Вечером 12 апреля у мусульман наступает Рамадан. Правда, не у всех. Двухмиллиардная община встречает священный месяц поста и молитвы в разные дни, что приводит к многочисленным спорам. О том, почему так получилось и кто в этих дискуссиях прав, — в материале РИА Новости.
Заполярный пост
Исследователи обращают внимание на необычную тенденцию: в последние годы больше всего мечетей открыли в северных регионах России. Число мусульман растет там стремительно. Ученые прогнозируют появление в стране нового исламского центра — наряду с Кавказом и Поволжьем.
Такое происходит впервые в истории — последователи пророка Мухаммеда никогда не жили в столь суровых климатических условиях. И потому сталкиваются с проблемами, связанными с соблюдением религиозных предписаний. Одно из них требует от правоверных в священный месяц Рамадан держать пост. А он довольно строгий: нельзя ни есть, ни пить от восхода до заката. Вопрос — как это возможно с учетом полярного дня.
"Для мусульман, живущих за полярным кругом, есть правило: они ориентируются на время захода солнца в Мекке. Но мы смотрим на 45-ю параллель, поэтому наш световой день "заканчивается" одновременно с Крымом", — разъясняет муфтий Мурманска Раиль Биккиняев.
Верующий читает намаз
По сути, каждая северная община решает этот вопрос по-своему. Как и то, когда и во сколько начинается священный месяц. Ведь он — самый важный в году. Согласно исламскому вероучению, в Рамадан был ниспослан Мухаммеду священный Коран, который и содержит заповедь о посте.
Одно время — разное начало
Правда, пророк и его последователи в VII веке пользовались лунным календарем, который отличается от современного солнечного. Так, он предусматривает 354 дня в году. Из-за чего исламские даты ежегодно "ползут" вперед: в 2020-м месячное говение начиналось 23 апреля.
Кроме того, по мусульманскому исчислению день начинается с закатом, а месяц — с новолунием. Отсюда проблема, на кого ориентироваться. В древности образцом служил Саудовский полуостров. Но с развитием астрономии все пошло вразнобой.
Поэтому, например, в европейской части России мусульмане встречают Рамадан в разные даты, хоть и живут в одном часовом поясе. В центре и Поволжье он начинается вечером 12 апреля. А в Дагестане — крупнейшем исламском регионе — на следующий день. Более того, в различных районах республики даже соседние села порой заходят в пост не одновременно.
Ифтар в рамадан в Москве
Проблему пытаются решить на уровне муфтията. Богословы долго не могли договориться — точную дату и время объявили в самый последний момент. "Благодаря тому, что есть новейшие достижения техники и науки, мы можем заранее определить движение небесных тел. Поэтому в Москве и большинстве субъектов России все так и определяется — согласно лунному календарю. Ну а в некоторых местах придерживаются старинных предписаний, самостоятельно отслеживая Луну. В Дагестане такая практика сложилась", — уточняет представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Шафиг Пшихачев.
"Богословский тупик"
Впрочем, подобный принцип в ходу не только в Дагестане. К примеру, государство Оман, в отличие от соседей, встречает Рамадан в другое время. В этом году — 11 апреля. А в ряде стран Северной Африки он наступит 13-го числа.
Вечернее разговение в Египте
Та же ситуация и с длительностью поста. Где-то соблюдают 29 суток, а где-то — 30. В 2020-м праздничное разговение в странах Персидского залива началось 4 июня, а в Иордании и Сирии — 5-го. Зачастую сообщают об этом чуть ли не в последний момент, что раздражает приверженцев ислама.
Уже который год в мусульманском мире звучат призывы унифицировать календарь. Ведущие богословы несколько лет собирались на конференциях, но так и не договорились. "Казалось бы, это чисто астрономические факторы. Но верующих они очень волнуют. Сейчас решение проблемы, по сути, зашло в тупик", — поясняет исламовед Раис Измаилов.
По каким причинам — неизвестно. Возможно, просто отложили "до лучших времен". Главное, что календарные различия не мешают мусульманам соблюдать одну из главных заповедей — пост в священный Рамадан.