МОСКВА, 4 апр — РИА Новости, Анастасия Гнединская. Из-за пандемии в России процветает торговля пиявками. Раньше их частично завозили из Турции и
Ирана, теперь активно разводят у нас в стране. Вылавливают в водоемах, выращивают в питомниках и по несколько раз перепродают, прежде чем сдать в медицинские учреждения. К владельцам необычного бизнеса присматриваются силовики. В марте стало известно об уголовном деле, фигурант которого словно сошел со страниц сказки "Буратино".
"Нужен природный материал"
Житель Ставрополья Александр Семикоз — кардиолог по образованию — развивал бизнес по выращиванию пиявок почти четверть века. Говорит, что изучал червей, завел питомник, наращивал объемы производства. Клиентов было немало: от больниц и поликлиник до санаториев
РЖД, Минобороны и других ведомств — несколько десятков контрактов. На сайте госзакупок указано, что Семикоз участвовал в 40 тендерах на поставку "пиявки медицинской сертифицированной" — с "продольными оранжевыми полосками на спине, оливково-зеленым брюшком с черными полосками".
В марте 2021-го бизнесмен стал фигурантом уголовного дела по статье 171 УК ("Незаконное предпринимательство"). По данным региональных СМИ, он пять лет поставлял в больницы и санатории "обычных болотных пиявок под видом медицинских". Скупал у жителей деревень, перепродавал в медучреждения и якобы обогатился более чем на 12,5 миллиона рублей.
В МВД по
Ставропольскому краю детали предполагаемой мошеннической схемы РИА Новости не раскрыли, сославшись на тайну следствия.
Предприниматель обвинения отрицает. Особенно его возмущает выражение "болотная пиявка".
«
"Такого вида вообще нет, — горячится Семикоз. — Есть пиявка медицинская. Ее можно выловить в природных водоемах или вырастить на биофабрике. В том и другом случае она пригодна для гирудотерапии".
Бизнесмен переживает, что его выставили чуть ли не Дуремаром, который ходит по болотам с сачком в поисках кровососов: "Я производитель пиявки, у меня питомник. Чтобы выйти на хорошие объемы, потратил больше десяти лет. Зачем мне ловить самому или закупать у жителей?"
Правда, тут же оговаривается: для технологического процесса биофабрике все же нужен природный материал. По его словам, матка дает потомство всего один-два раза. Искусственно выведенные особи и вовсе бесплодны. Поэтому фермы закупают пиявок у населения — чтобы обновлять генофонд.
"Смерть — два миллиона". Сколько зарабатывают на испытаниях лекарств Семикоз уверяет, что все документы у него в порядке: аккредитацию прошел, получил технические условия, сертификат. Правда, не уточняет, какая организация выдала разрешения. Сколько людей работает на ферме, какое количество особей выращивают ежегодно и на каком сырье — раскрывать тоже не хочет. Между тем это один из показателей безопасности.
«
"С дикой пиявкой нет гарантий чистоты: мы не знаем, на каком животном и когда она в последний раз питалась, — говорит биолог Елена Титова, начальник отдела контроля качества Международного центра медицинской пиявки. — Например, незадолго до вылова села на корову, зараженную сальмонеллезом или лептоспирозом. Или на человека с гепатитом, а то и с ВИЧ. При этом переносчиком инфекции она может быть долго — до двух-трех месяцев с последнего кормления".
На биофабриках червей кормят кровью — ее заливают в специальные аппараты. Правда, не у всех владельцев сырье проверенное.
"У нас это кровь крупного рогатого скота, которая прошла через систему "Меркурий" для отслеживания ветеринарной безопасности, — поясняет Титова. — Мы уверены, что она не заражена. Но где берут ее частники — неизвестно".
Биолог отмечает, что знает об "энтузиастах", которые выращивают небольшие партии пиявок на дому. При этом кормят их своей кровью.
"Исчезает пиявочка"
По запросу "продажа пиявок" поисковики в интернете выдают десятки фирм. Большинство уверяют, что выводят их на фермах. На деле же, говорит Елена Титова, питомники иногда — лишь прикрытие.
«
"Есть те, у кого действительно собственное оборудование. Однако часто только для галочки: пришла комиссия, им показали коконы, матки, банки. А основной объем закупают у ловцов. Это проще и дешевле, чем мучиться, растить", — объясняет биолог.
Поставки пиявок для медицины — целая индустрия. Ловят их в южных регионах России — в
Ростовской области и
Краснодарском крае, на Ставрополье. Скупщики берут червей у населения по 60-70 рублей за штуку, а продают уже по сто. К слову, сейчас спрос возрос из-за пандемии — раньше их привозили еще из Турции и Ирана, но в 2020-м импорт приостановился. Повлияла и засуха, накрывшая юг в прошлом году.
"Поругаются с женами — и к нам". Что чаще всего закладывают в ломбардах Корреспондент РИА Новости пообщалась с одним из перекупщиков под видом ловца.
— У вас какая? Мы покупаем только медицинскую пиявочку: чтобы красные полоски на спинке, оливковое брюшко.
По его словам, объемов не хватает. Ловцы сдают всего по 80-100 штук.
«
"В большом количестве никто уже не приносит — исчезает пиявочка, — сокрушается спекулянт. — Осушают болота, строят там микрорайоны. Мест, где она обитает, крайне мало".
Он не выясняет, из какого водоема черви. За экологичность не беспокоится — пиявки водятся только в чистой среде.
"Из водоемов, где она живет, пить можно. А что касается инфекций, то она сама убивает болезнетворные бактерии. Если не справляется, погибает".
Перекупщик не скрывает: приобретенных у населения червей он продает в том числе на биофабрики.
"Сами обеспечить весь рынок они не могут. Да и затратно: каждая матка дает всего 60 икринок в год, растут нитчатки (мальки) до нужных размеров еще полтора года, им постоянно нужно менять воду, — расписывает он технологические подробности. — Проще и выгоднее купить, а потом перепродать".
Вегетарианцы вместо кровососов
Это не единственная сомнительная схема с "живыми лекарствами". По словам Титовой, многие фирмы приобретают пиявку, но не умеют ее содержать и бороться с болезнями. Поэтому ее обрабатывают специальными растворами, которые потом попадают в организм пациента вместе с секретом.
Частные доноры семени торгуют биоматериалом тайком от жен Кроме того, есть пиявки, которые не приносят пользы. Пьют кровь, но целебный секрет не вырабатывают. Есть среди болотных червей и "вегетарианцы"— к человеку они даже не присасываются.
«
"Понятно, что все гирудотерапевты знают, как выглядит медицинская пиявка. Но если обычный клиент заказывает партию для домашнего лечения, его могут и обмануть", — предупреждает Елена Титова.
Биологи уточняют: пиявки, выловленные в природных водоемах, агрессивнее культивируемых. Из-за бактерий могут возникнуть осложнения — вплоть до отека Квинке и сильнейших воспалений.
Впрочем, Александр Семикоз полагает, что попал под следствие вовсе не из-за качества продукции. Возможная причина уголовного преследования, по его словам, — ошибка в документах. По статье о незаконном предпринимательстве ему грозит до пяти лет тюрьмы.